Древность шахматных игр |
|
Чатуранга В связи с тем, что с 2015 по 2017 годы у меня не было возможности развивать сайт, большинство материалов по источникам происхождения шахмат не представлены на данном сайте. Однако, в 2017 году автор издал научно-популярную книгу об индийской игре, в которой исчерпывающе изложена буддийская концепция происхождения шахмат:
Шиляев А.П. "Ранняя история шахмат: до чатуранги" Киров, 2017, 330 стр.
Чатуранга - древняя игра Индии, замечательный предшественник шахматных игр. Поверхностные знания об этой игре, к сожалению, связаны с мнением о примитивности этой игры. Отсюда и непонимание связей шахмат с культурой древних цивилизаций Индии. Возникновение Чатуранги и шахматных игр было бы невозможно без наличия традиционных игр в Индии. Открытие нового механизма нардовой игры обьясняет рождение нового типа логических игр и рассеивает тайны "мистического происхождения" шахмат. Словом Чатуранга (Sanskrit: चतुरङ्ग; caturaṅga), именовался строй войска в древнеиндийском эпосе "Махабхарата", сложившемся примерно в VI - V вв. до н.э. и записанном на санскрите в первые века нашего летоисчисления. Перенос названия на игру говорит о том, что игра предназначалась кшатриям и первоначально в Индии в неё играл узкий круг людей. Слово Чатуранга состоит из двух частей: это "чатур", означающее "четыре", и "анга", означавшее рода войск. Четыре основных рода войск (колесницы, конница, боевые слоны и пехота) древнеиндийской армии существовали в единстве, поэтому и слово Чатуранга - это название всей индийской армии. Условия и предпосылки к возникновению и последующему распространению Чатуранги:Традиции настольных игр Др. Индии Изменение механизма нардовых игр. О ходе коня. Политические предпосылки. Воплощение идей буддизма в Чатуранге. Начальная позиция и правила по трактату аль-Бируни "Путешествие в Индию", написанном на арабском языке в 1031 г. Интерпретация правил Чатуранги. Пути распространения Чатуранги - смотрите распространение шахматных игр. Отнеситесь с пониманием, если в популярной шахматной литературе вы встретите ссылку на некоторые фольклёрные источники, утверждающие, что "шахматы" были известны на острове Шри-Ланки ещё 5000 лет назад. Сказка — ложь, да в ней намёк. Уильям Джонс (William Jones, 28.09.1746 — 27.04.1794) — учёный-востоковед, историк шахмат и поэт (автор поэмы "Каисса") — был сторонником индийского происхождения шахмат. Именно английский шахматист У. Джонс стал первым, кто связал между собой, с одной стороны, индийскую игру Чатуранга и, с другой стороны, легенды о присхождении шахмат в Индии. В 1790 году он опубликовал работу "Об индийской игре шахматы" (во 2-ом томе "Азиатских исследований", Калькутта). Русский историк игр Д. И. Саргин поддерживал гипотезу У. Джонса о том, что надо считать четверную игру в шахматы, то есть чатурангу, древнейшей. Д. И. Саргин в книге "Древность игр в шашки и в шахматы"(1915) привёл описание шахматной игры в Индии, сделанное Джонсом. Далее по тексту книги: "Санскритское место об этой игре было сообщено Джонсу учёным Радакантою, по словам которого игра была изобретена на острове Цейлон и оттуда перешла в Индию. Шашка, которой играющему надлежало делать ход, определялась посредством метания кости. Игра называлась также чатуранга, или чаще чатурраджа, что в последнем случае значит четыре царя". Конечно, чатурраджа по-английски будет игрой королей (королевская игра), а не царей.
К пониманию происхождения самой Чатуранги от конкретной игры с метанием костей ближе всех подошёл английский исследователь игр Роберт Белл (Robert Bell, "Bord and table games from many civilizations"), книга которого переведена на русский язык и потому доступна. В главе, посвящённой Чатуранге он пишет: "В Древней Индии в национальную игру аштапада играли на доске из 64 квадратов.Эта игра, вероятно, была несколько похожа на игру тааям"(игра на доске 5x5). В главе же, посвященной самой тааям, данная тема никак не развивается, но приводится интересный постскриптум: "Я выражаю признательность доктору М.Тиллаи за его описание этой игры. Он также ознакомил меня с более сложным вариантом, известным как королевский тааям, который разыгрывается на досках вдвое большего размера, где используется уже не четыре зерна тамаринда, а восемь. Этот вариант пользуется популярностью в тамильских школах, но он не смог привести какие-либо подробности". Вчитываясь в этот постскриптум, понимаешь, что речь идёт об игре на квадратной доске (с форматом 7x7 или 9x9, или даже 8x8), в которой на четырёх игроков удваивается набор костей (восемь зёрен тамаринда), а в названии фигурирует "королевский" термин. Если не переводить название игры на английский, то Р. Белл имел дело с игрой раджей для четырёх участников, то есть с чатурраджей!? Возможно, что индийская шахматная игра пользовалась именем той игры, из которой она возникла. Возможно, поэтому Уильям Джонс и записал два названия у одной игры: Чатуранга и Чатурраджа (Чатуранга - как парная шахматная игра, а Чатурраджа - парная игра нардового типа). Прочитать подробный рассказ о предшественнице шахмат - игре Аштападе - можно в рассказах о движении на Аштападе и рассказе об альтернативном движении на Аштападе. Военная наука в Др. ИндииИзвестно, что игра Чатуранга - игра военная, так как игровой комплект символизирует армии, а процесс игры - военную компанию союзных войск. Прежде, чем начать рассказ об этой игре, необходимо кратко выяснить особенности древнеиндийской армии по источникам комплектования, по характеру вооружения, по структуре подразделений.
В других разделах мы проследили историческую цепочку, ведущую к Чатуранге: Традиции настольных игр Древней ИндииТрадиции четверных игр Др. Индии описаны ранее. Напомню лишь о том, что четверные игры осуществлялись по принципу парных игр, когда два союзника противостоят двум другим. Из парной игры для четырёх участников Чатуранга естественным способом трансформировалась в шахматные игры для двух человек. Только такая трансформация объясняет дублирование фигур, символизирующих древнеиндийские рода войск. Дублирование фигур сопровождается симметричными построениями на доске, при этом один из правителей союзного войска понижается в звании, но его место на аштападе соответствует постановке "второго раджи" (в последующем - ферзя). Если название первого раджи в других шахматных играх соответствует названию правителя (шах,король и т.д.), то есть перевод соответствует значению, то название "второго раджи " трактуется как подчинённая. Фарзин (персидский, таджикский, узбекский), фирзан или фарзин (арабский), монтри (бенгальский), ситки (бирманский- в Мьянме), мет (в таиландском макруке), мандарин (в китайских сянци). У этой непарной фигуры во всех шахматных играх (за исключением международных) снижено игровое значение и ограничен ход - только по диагонали на одну клетку.
Изменение игрового механизма нардовых игрУсложнение четверных игр на клеточной доске происходило в Древней Индии разными путями. Один из них привел к появлению игры "чупур” (экстенсивный путь). Другой путь был был связан не столько с усложнением и расширением доски, сколько с изменением правил ходов фишек и более сложным использованием игрового пространства (интенсивный путь). Сначала появились фишки, отличающиеся по направлениям движения на доске от фишек других игроков (игра Тааям). В последующем появилась игра, в которой направление и длина хода каждой фишки были установлены твердо до начала игры, поэтому они приобрели качество фигур. С помощью игральных костей стал определяться выбор фигуры (с заданной длиной хода), которой следовало ходить в данный момент.
Казалось бы, нет особой разницы, так как длина хода всё равно определяется костями. Но смена акцентов в правилах игры нардового типа привела:
Теперь становится ясен механизм изобретения Чатуранги.
Представьте, что вы часто играете в такую игру, как Аштапада. Ваши фишки и фишки соперников движутся по пересекающимся траекториям. В течение игры фишки могут попадать на любые клетки доски. Наблюдая за игрой в Аштападу со стороны, может показаться, что фишки подчиняются только выброшенным костям, а не абстрактной траектории игрового поля. Ход определяется игральными костями (но это не кубик, на котором очки от 1 до 6). Применялась древняя методика бросания костей для определения четырёх значений очков - от единицы до четырёх. Эти четыре значения были сопоставлены с четырьмя древними родами войск, такими как: боевые колесницы, слоны, конница, пехота. При выпадении одного очка совершает движение одна из пешек (пайда) или военночальник (сенапати) — в последующем шах. При выпадении двух очков совершает движение ратха (колесница=ладья). При выпадении трёх очков совершает движение ашва (конь). При выпадении четырёх очков совершает движение хасти (или фил=слон). О ходе коня:Вы, конечно, знаете ход шахматного коня. Попробуйте мысленно поставить шахматного коня по траектории движения фишки на доске-Аштападе и сосчитать те клетки, с которых фишка при выпадении трёхочковового броска совершает движение по траектории, выполняя скачок в виде привычного для нас хода коня.Таких клеток окажется достаточно много. Точнее, достаточно для того, чтобы у игрока в аштападу появилась ассоциация трёхочкового броска с характерным движением. Изобретатель Чатуранги не придумывал это движение. Он просто привязал эту траекторию к той фигуре (то есть к коню), которой игрок обязан совершить ход при выпадении на игральных костях цифры 3. Движения коня описывают обычно кириллической буквой "Г" или латинской "L". Конь ходит на три клетки - две по прямой и одна в сторону, бьёт так же. Шахматный конь в прямом смысле скачет, то есть перепрыгивает во время хода через свои и чужие фигуры. Такой ход выглядит несколько искусственным и необычным в сравнении с ходом других фигур шахматного войска, которые передвигаются линейно - по горизонтали, вертикали, диагонали. Оригинальность движения коня из Чатуранги была сохранена в арабском шатрандже, в таиландском макруке, в бирманском ситтуине, в китайских шахматах, в японских сёги. Перепрыгивание через другие фигуры - это наследие от нардовых игр. Отличается ситуация с ходом коня в китайских шахматах и в японских сёги. Но ходы этих фигур - это модернизация хода для конкретной игры. Например, в китайских шахматах - это адаптация хода коня по линиям на доске (а не клеткам). В китайских сянцы конь (ма) передвигается по линиям, но кажется даже аналогично движениям коня в международных шахматах. Движение китайского коня-ма описывается по-другому. Движения это состоит из двух отрезков: сначала - на одно поле по линии, затем - на соседнее поле по диагонали. Если же поле, через которое конь (ма) проходит первую половину хода, занято, то конь в эту сторону идти не может, так как китайский ма перепрыгивать через стоящие на его пути фигуры не может! Поэтому китайский конь может быть блокированным! В японских сёги конь может перепрыгивать через фигуры, ходить вперёд как конь в международных шахматах, но он не может ходить назад или вбок. Напоминание о ходе китайского коня сделано для сторонников китайского происхождения шахмат. Политические предпосылки к возникновению и распространению ЧатурангиВот упоминания о древнеиндийской Чатуранге в индийских источниках: В поэме Субандху "Васабадата”, написанной в конце VI в. н.э., встречаются такие строки: "Сезон дождей разыграл шахматную партию, используя в качестве фигур желтых и зеленых лягушек, прыгавших на разноцветные поля садовых клумб”. В поэме Бани "Хартахарита” воспевались миролюбие и гуманность буддистского правителя Каньякубджи - Шри Харши. По словам поэта, в период правления этого просвещенного государя "не происходило никаких других распрей, кроме распрей между собирающими мед пчелами, не отрезали других стоп, кроме стихотворных, не вводили в действие никакие другие армии, кроме армий 64 клеток шахматной доски”. Барзуйа, личный лекарь ХосроваI, научился играть в Чатурангу в Индии и после того, как тайно переписал книгу Панчатантра (Калила и Димна), поехал с ней на родину и привёз шахматы, а ещё с собой привёз индийских врачей (тогда индийская медицина была самой лучшей). Книга была недоступна для чужестранцев. Эта шпионская операция прошла не потому, что Барзуйя был сильным разведчиком, а потому, что махараджа Кануджа был заинтересован в развитии политических связей с Иранским шахом. Ведь помогал Борзуйа в ознакомлении со знаменитой книгой не кто иной как казначей индийского махараджи. В VI веке рушится империя Гуптов. Со смертью Скандагупты (454—467), единолично правившего двенадцать лет, начался упадок империи. Центральная власть постепенно ослабляется, и при заурядных преемниках местные князья-вассалы создают независимые династии. Императоры династии Гуптов получают только номинальную власть. В конце V в. гунны-эфталиты возобновили набеги, которые уже не встречали серьезного сопротивления. Разобщенная империя не имела энергичного правителя, способного, как Скандагупта, изгнать захватчиков. Начиная с 500 г. и примерно в течение трети века западная Индия находилась под управлением эфталитских царей, двое из которых, Торамана и его сын Михиракула, были безусловно сильными монархами. О втором упоминает в VII в. китайский путешественник Сюань Цзян как о жестоком преследователе буддизма. Северная и Южная Индии были раздроблены на множество феодальных княжеств и государств. В Северной Индии к концу VI века самыми крупными государствами были Гауда (Северная и Западная Бенгалия), государство Маукхариев (Доаб и среднее течение Ганга) и государство Пушпабхути (верхняя часть Доаба, район нынешнего Дели и Сирхинда со столицей в Стханешваре). В Гуджарате династия Майтраков, бывших вассалами Гуптов, так же стала независимой.
Итак ,в северном течении Ганга образовалось довольно сильное государство — царство Маукхари. Его столица Каньякубджа (современный Канаудж) до нашествия мусульман оставалась культурным центром и одним из наиболее населенных и процветающих городов северной Индии. Правители из династии Маукхари нуждались в политических союзниках и в утверждении буддизма в соседних регионах. Угроза буддизму оценивалась как реальная угроза. Ведь уже в империи Гуптов индуизм становится официальной религией. Гупты и Маукхари стали кровными врагами. Искать поддержки с востока от Гауда (Бенгалия) было проблематично. Известно, что правитель Гауда в 6 веке Шашанка был крайним противником буддизма - от выгонял буддистов из монастырей, конфисковывал их имущество. Из северной Индии и ранее шёл обмен буддйскими монахами со Средней Азией, с Китаем, с Юго-Восточной Азией. В VI веке в связи с обострением политической и религиозной ситуации в Индии и при объявлениии государственной самостоятельности династия Маукхари стала активно развивать внешние связи. Ишана-Варман (550-560-5) – четвертый правитель из этой династии изменил свой титул на более высокий (независимого раджи) - Махараджахираджа. Посольство из города Каньякубджа к иранскому шаху Хосрову I стало возможным лишь при ведении независимой внешней политики династией Маукхари. Северная Индия в VI веке имела значительные достижения в точных науках, литературе и философии, в медицине. В Ниланде (около нынешнего Аллахабада) существовал крупнейший буддийский университет, где обучались и содержались тысячи студентов. Здания в Наланде достигали шести этажей и вместе с хозяйственными постройками занимали огромную территорию. Посольства из г. Каньякубджа были не только государственными, но и буддийскими. С этой точки зрения включение игры Чатуранга (в пехлевийских текстах под названием Чатранг) в состав подарков иранскому шаху несло идеологический и пропагандистский смысл. Значение шахматной игры в раскрытии идей буддизма Махаяны скрыто за внешней атрибутикой военной игры. При описании даров индийского правителя не случайно именно игра привлекла к себе наибольшее внимание. В пехлевийской рукописи Визаришн-и чатранг уд нихишн-и нев-ардашир [объяснение шахмат и изобретение нардов] Чатуранга оказывается в центре сюжета небольшого рассказа. Так ли разгадал и объяснил шахматы легендарный везирь ХосроваI, как задумывалось индийским посольством?! Об этом историки шахмат недоговаривают... И в этом скрыта хорошая интрига для всех современных шахматистов, которые при недостатке исторических сведений могут использовать разнообразные версии происхождения шахмат. Помогло ли индийское посольство наладить двухсторонние отношения между индийским княжеством Маукхари из Каньякубджи и иранским царством ХосроваI? Да. Об этом известно из Книги о Чатранге. ХосровI направил ответное посольство в Индию, которое возглавил Важургмихр Бохтак. История шахмат и нард прочно привязаны этим рассказом ко времени царствования ХосроваI. Конечно, игры нардового типа существовали и до этого времени. Например, древнеримская Скриптула (Игра 12 линий). Но правила персидского нарда всё-таки были оформлены при ХосровеI. Посольств из г. Каньякубджа было несколько, но сведения сохранились только о нескольких. Так во время империи Харши поддерживались тесные связи с гималайским княжеством Непал, а также тибетской империей Сронцзан-Гамбо. Именно в империю Харши прибыло знаменитое посольство от Сронцзан-Гамбо 632 года, направлявшееся в Магадху и Бенгалию. В 641 г. к танскому двору прибыло индийское посольство, которое отправил Харша, в ответ в его царство были направлены китайские посольства (в 643—648 гг.). В Утхонге найдена одна из древнейших санскритских надписей на территории Таиланда. Надпись на медной пластинке гласит: «Шри Харшаварман, внук царя Шри Ишанавармана, который распространил свою славу до дальних предков, взошел на львиный трон по законному праву наследования. Он пожертвовал счастливому Шри Ишанешваре носилки, украшенные драгоценностями, зонт и музыкальные инструменты. И он преподнес Шри Ишанешваре сокровища поэтических сочинений, песен, танцев и т.п.» (http://www.thairelax.ru/center_32.html) |