Древность шахматных игр

Яндекс.Метрика

Об изобретении шахмат, костей и нарда

из книги Альфонса МудрогоЛегенда из трактата о настольных играх, написанном в 1283 году в Севилье по повелению кастильского короля Альфонса X Мудрого.

Книга игр Альфонса X Мудрого (на испанском "Libros del Axedrez, Dados et Tablas") состоит из 98 листов пергамента и 150 цветных иллюстраций. Она была заказана между 1251 и 1282 г. Альфонсо X, королём Леона и Кастилии. Это один из первых шедевров европейской литературы, написанный на разговорном языке. Книга игр Альфонса X Мудрого (на испанском "Libros del Axedrez, Dados et Tablas") состоит из 98 листов пергамента и 150 цветных иллюстраций. Она была заказана между 1251 и 1282 г. Альфонсо X, королём Леона и Кастилии. В настоящее время книга находится в монастырской библиотеке Эскориал (St. Lorenze del Escorial).  Изображения книги можно скачать бесплатно в формате PDF (5,33 MB)   Иллюстрация к легенде из книги Альфонса X Мудрого.

 "Так как шахматы являются наиболее благородной, требующей наибольшего мастерства игрой по сравнению с другими, мы о них рассказываем прежде всего…

 Мы стремимся показать различные основания, по которым, как говорят древние мудрецы, были изобретены эти три вида игр, а именно: шахматы и кости и нард. Как рассказывается в древних историях, в Великой Индии был царь, который очень любил мудрецов и всегда держал их вокруг себя и побуждал их вести утончённые рассуждения о следствиях, которые порождаются из причин. И среди них было трое, которые вели такие рассуждения. Один говорил, что разум имеет больше силы, чем удача, так как тот, кто живёт, руководствуясь разумом (seso), действует подобающим образом и если теряет, то не имеет в том вины, ибо делает то, что подобает. Другой говорил, что удача (ventura) имеет больше цены, чем разум, так как тот, кому удача выгадать или потерять, каким бы разумом он ни владел, не сможет высвободится из этого положения. Третий говорил, что лучшее, что может быть, это располагать тем и другим… И тот, который стоял за разум принёс шахматную доску (acedrex) с её фигурами, показывая, что тот, кто будет иметь больше разума и будет со вниманием учиться, сможет победить другого. И второй, который стоял за удачу, принёс кости (dados), показывая, что ничего не стоит разум по сравнению с удачей. И третий, который говорил, что лучше располагать и тем и другим, принёс нард (tablero) с его шашками, расставленными в порядке на своих клетках, и с ведущими их в игре костями…"

 

Самое главное в рассуждениях трёх мудрецов и в их способах доказательства - это определение характера трёх из наиболее распространённых игр: шахмат, как игры, руководимой разумом (seso), костей, как игры, зависящей от удачи (ventura), и нарда, как игры, в которой разум и удача дополняют друг друга.
Трудно сказать, какого царя и каких трёх мудрецов имеет в виду книга Альфонса. Но ведь определение сути шахмат первым мудрецом, в сущности повторяет замечательную мысль, выраженную в словах пехлевийской «Книги о чатранге»: «Раскрытие сути шахмат в том, чтобы в соответствии с тем, как сказано мудрецами: - разумом одерживают победу, - оружие разума было осознано как главное».
 

 

 Вверх.