Древность шахматных игр

Яндекс.Метрика

Ситтуйин - шахматная игра Мьянмы (Бирма)

как играть в Ситтуйин

Шахматная игра в Мьянме (Бирма) - это национальный вариант шахмат, происхожденим связанный с индийской игрой. Ситтуйин - это одна из самых оригинальных шахматных игр в мире, которая заслуживает гораздо большего внимания. Бирманское «сит» и сегодня служит для обозначения армии или войны, а «йин» – числительное «4», поэтому «Ситтуйин» (Sit-Tu-Yin) можно перевести как «война четырёх [родов войск]». Игроки в национальные шахматы Мьянмы считают, что название пришло от палийского chat-tu-yin-kar. Таким образом, бирманское название игры соотносится с названием индийского прототипа - Чатуранги.

На фотографии вверху фигурки в древнем стиле расставлены на доске для игры национальные шахматы Мьянмы - Ситтуйин. На одноцветной доске заметна маркировка диагоналей доски. Фигурки для игры - красного и чёрного цветов, в отличие от тайского макрука изготавливаются в скульптурной традиции. Это приводит к удорожанию национального шахматного комплекта и препятствует широкому распространению игры. Именно упрощение фигур от натуралистического изображения к символическому способствовало популяризации и распространению в арабском шатрандже, в тайском макруке и в китайской шахматной игре.

По сообщению Мио Мин Аун с 1885 года было написано только четыре книги по национальным шахматам Мьянмы. В хорошо написанной книге Шве Кьин У Ба (Shwe Kyin U Ba) вперые ввёл запись партий в игре и обозначения, которые отличаются от современной алгебраической нотации и в настоящее время не используются. В последние десятилетия делаются попытки популяризации национальной шахматной игры, проводятся чемпионаты страны и турниры с привлечением игроков из Таиланда и Камбоджи. В этих странах популярны игры - Макрук и Оук, сходные по правилам с Ситтуйином. Кроме того введены ограничения на размер скульптурных фигурок.

 Сведены к единым правила национальных шахмат, ранее имевшие небольшие расхождения в разных штатах Мьянмы. Введены ограничения продолжительности игры для окончаний (король против короля с ладьёй -16 ходов; король против короля со слоном и генералом (ферзём или  Сит-ке) - 44 хода; король против короля со слоном и генералом - 64 хода.) Единые правила игры и проведения соревнований по Ситтуйину размещены на сайте Сингапурской шахматной федерации: http://www.singaporechess.org.sg/  

Под влиянием международных шахмат была введена алгебраическая нотация и упрощённая система записи ходов.

 

одна из стандартных позиций Ситтуйина

Распространение игры в Юго-Востчную Азию сопровождалось сильным культурным влиянием Индии. Дж.Голлон, исследуя старинные шахматные фигурки из Мьянмы пришёл к интересному выводу.

 "Когда шахматы дебютировали в Бирме, это было воспринято как квазирелигиозная игра, символизирующая сражение между добром и злом. В такой же степени, как это отражено в Рамаяне, древнеиндийском мифе о Раме и Сите, но в буддистском облике. Одно из перевоплощений Гаутамы, Король Рама (или Yama- в его бирманском названии), с помощью Ханумана, короля Обезьян, побеждает Да Та Джи Ри, десятиголового демона, который похитил красивую жену Рамы - Ситу (известную как Thida в бирманской версии легенды). Фигуры из самых старых шахматных наборов ясно показывают этот мифический контекст. Черный король (min-gyi), иногда показан с зеленым лицом, иногда с зеленой одеждой (никогда полностью зеленый) - не герой Яма, а пока его копия. Красный король (min-gyi) отмечен как Да Та Джи Ри (Равана). Черные пешки (ne) вырезаны в облике обезьян, символизирующих армию Ханумана, а красные пешки (ne) - как демоны. Черный генерал (sit-ke), мог быть Хануманом,поскольку его человеческое тело имеет лицо обезьяны. Красный ферзь (sit-ke) - ясно мощный демон, однако никакое определенное название не приписано ему. Лошади (Myin) и слоны (sin) часто изображаются с наездниками. Наездники красных фигур - демоны, тогда как обезьяны едут на черном коне (Myin) и слоне (sin)." ( John Gollon, Chess Variations, Vermont, 1974)

Натуралистическое скульптурное изображение фигур Ситтуйина сохраняется до настоящего времени. Даже на диаграммах в книгах и в опубликованном своде правил сохраняется узнаваемое значение всех фигур.

Правила игры в Ситтуйин - традиционные шахматы Мьянмы.

Комплект фигур для Ситтуйин аналогичен комплекту международных шахмат.

Шахматные названия в ситтуйин.
  English

  Русский

Мьянма

значение

обозначение в записи

king король Min-gyi
мин-гьи
 король K
bishop слон Sin
син
слон E
queen ферзь Sit-ke
сит-ке
генерал G
knight конь Myin
мьин
конь N
rook ладья

Yattah
Яттах

колесница R
 pawn  пешка  Nè
 не
 рыба (разменная монета)  

Доска (шахматная нотация) и начальная позиция.

стартовая позиция для Ситтуйина Игра ведётся на одноцветной 64-клеточной доске, перечёркнутой линиями по большим диагоналям. Эти диагональные линии не случайны, они - следствие заимствования индийской доски Аштапады (мандала-мандука). Эти линии сохранились, так как стали использоваться для превращения пешек.
В начальной позиции расставляются только пешки в виде ломанной шеренги на 3 и 4 горизонтали от игрока. В настоящее время для записи партий в Ситтуйине используется алгебраическая нотация - по аналогии с международными шахматами (на диаграмме красные - внизу, чёрные - вверху).
Красные: a3, b3, c3, d3, e4, f4, g4, h4;
Чёрные: a5, b5, c5, d5, e6, f6, g6, h6. В начальной позиции фигур нет.

При записи партии каждая фигура обозначается первой буквой (заглавной буквой) от его имени. Пример: K = king (король), G = general (генерал), R = rook (ладья), слон E = elephant (слон), N = knight (конь). [В случае коня - ради удобства используется N, так как К занята для короля.] Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются при отсутствии такого написания. Примеры: e5, d4, a5.

Когда фигура выполняет взятие, то х вставляется между (а) первой буквой названия фигуры и (б) клеткой постановки. Примеры: Bxe5, Nxf3, Rxd2. Предложение ничьей должно быть отмечено как (=). Основные сокращения: х взятие; + шах; ++ или # мат.

Этап расстановки фигур в Ситтуйине.

одна из стандартных позиций СиттуйинаЗатем начинается этап расстановки фигур. Доска на этапе выставления фигур загораживается по центру на две половины, так чтобы игроки не видели расстановку фигур противника до окончания этого этапа. Свои фигуры игроки высставляют на доску по-очереди по одной фигуре на своей половине доски - до шеренги своих пешек. Свободная расстановка фигур способствует большому разнообразию стартовых позиций. Одна из таких стартовых позиций приведена на данной диаграмме. Дебютная борьба зависит от обоюдного расположения фигур за пешечными рядами. При неудачной расстановке игрок иногда сдаётся, даже не начинав ходить.

Этап свободной расстановки фигур в Ситтуйине является наиболее характерной чертой, отличающий эту игру от других национальных шахмат. Свобода в размещении фигур, вероятно, была местным ответом на медлительность процесса древней индийской игры в начальной части. Это сравнимо, с появлениями табий (Ta'biya) в Шатрандже [игроки выбрали определённую начальную позицию по договоренности] или верера (Werera) в Сентередж (эфиопские шахматы) [Верера-начальная стадия партии эфиопских шахмат. Игроки ходят по своему усмотрению, так быстро или медленно, как им нравится, не дожидаясь хода их противника. Верера заканчивается после первого взятия чужой пешки или фигуры. Тогда игроки ходят уже по очереди, как в современных шахматах.]

Есть много позиций дебютных расстановок, созданных знатоками традиционной шахматной игры Мьянмы в прошлом. Среди них есть восемь основных (наиболее ранних) позиций для красного и черного. Несмотря на отсутствие записей и свидетельств как они были найдены, считается, что они созданы- У Пе Хсаунг, учителем традиционных шахмат У Маунг Калай.  Эти 8 позиций были описаны в самых ранних книгах по традиционным шахматам Мьянмы ("Myanmar Sitbayin LamNyun Sar Oak Gyi by Shwe Kyin U Ba ” (Шве Кьин У Ба)) и называются:

  1. Начало Мингьи (Mingyi Pone Opening)
  2. Начало Мьин Сет (Myinn Hsett Opening)
  3. Начало Мьин Шин (Myinn Shin Opening)
  4. Начало Мьин Чэйт (Myinn Chate Opening)
  5. Начало Мьин Хтуп (Myinn Htup Opening)
  6. Начало Мьин Ква (Myinn Khwa Opening)
  7. Начало А Твин Сит Ке Паут (Ah Twinn Sit Ke Paut Opening)
  8. Начало Син Шин Мьин Ква (Hsin Shin Myinn Khwa Opening)

На диаграмме справа позиции фигур после окончания расстановки обеими игроками: внизу - красные расставили позицию "Начало Мьин Хтуп" ("Myinn Htup Opening"), а вверху чёрные поставили "Начало Мьин Шин" ("Myinn Shin Opening")

Кроме этих 8 основных, есть много других известных позиций начальной расстановки, часто использующихся игроками. В руководстве "Как играть в традиционные шахматы Мьянмы" приводится 38 позиций с известными названиями. Далее делается замечание, что поскольку "есть 519792 позиций, которые могут будет созданы, то это почти невозможно, чтобы показать их все здесь". К каждой из восьми основных позиций, указанных выше, там  приведена идея начальной расстановки и стратегия её разыгрывания.

Игровой этап в ситтуйин.

Конечно же, и комплект для игры (одноцветная 64-клеточная доска и два комплекта по 16 фигур) и правила перемещения фигур пришли в Мьянму (Бирму) из Индии. Движения фигур на доске такие же, как и в Таиланде (тайский макрук) и Камбодже (камбоджийский оук). Основное различие заключается в месте превращениия пешек на доске. Пешка превращается в сит-ке (ферзя), когда пешка достигает "зачёркнутую" клетку большой диагонали доски на половине противника. Игроки ходят по очереди, передвигая фигуры по их правилам.

Ходы фигур на доске:

  • Король (Мин-гьи) может ходить на одну клетку в любом направлении. Король может перемещаться в любую прилегающую клетку, не атакованную одной или несколькими фигурами противника.
  • Слон (Син) может перемещаться на одну клетку по диагоналям в любом направлении или на одну клетку прямо вперёд (назад и в стороны ортогонально не ходит!).
  • Ферзь (Сит-ке) может перемещаться по диагонали в любом направлении, но только на одну клетку
  • Конь (Mьин) может двигаться так же, как конь в международных шахматах (ход в виде русской буквы Г или латинской L). Во время хода конь может перепрыгивать через свои или чужие фигуры.
  • Ладья (Яттах) может двигаться так же, как ладья в международных шахматах, то есть на любую клетку горизонтали или вертикали, не перепрыгивая через фигуры.
  • Пешки (Не) могут двигаться только одну клетку вперёд за один ход. Когда пешка бьёт другую фигуру, то делает это по диагонали.
  • Пешка превращается в ферзя (Сит-ке) после продвижения вперёд на одну из клеток больших диагоналей на половине доски противника (в шахматной натации со стороны "белых" - это клетки a8, b7,c6, d5, e5, f6, g7, h8; со стороны "чёртных" - это клетки a1, b2, c3, d4, e4, f3, g2, h1). Пешка меняет своё звание на этих клетках, а следующим ходом двигается как ферзь. Если пешка (в шахматах Мьянма) достигает полей превращения, она может быть только ферзём (Сит-ке), но не другой фигурой. Если Сит-ке по-прежнему в игре, то пешка Не, которая достигает клеток превращения, не может быть ферзём (Сит-ке).

относительная сила фигур в Ситтуйине

Относительная сила фигур в ситтуйине:

На диаграмме видна следующая оценка фигур в ситтуйине:
- ферзь (сит-ке) = 2 пешки (не)
- конь (мьин) = 3 пешки (не)
- слон (син) = 3 пешки (не)
- ладья (яттах) = 5 пешек (не)
- король (мин-гьи) = 4 пешки (не)

Как видно из этого перечня самой сильной фигурой является ладья. Сила короля проявляется ближе к эндшпилю.

Окончание игры в ситтуйине.

В игре побеждает тот игрок, который поставил мат королю противника. В игре побеждает тот игрок, чей противник заявляет, что он сдался.

 Партия заканчивается вничью, когда игрок не имеет ни одного возможного хода и его король не находится под шахом (пат).

 Партия заканчивается вничью, когда возникла положение, в котором ни один из игроков не может поставить мат королю противника с любой серией возможных ходов.

 Партия заканчивается вничью по соглашению между двумя игроками во время игры.

Партия может закончиться вничью, если каждый игрок сделал по крайней мере, последние 50 последовательных ходов без продвижения любой пешки и без взятия.

В окончаниях, когда игрок остаётся только с королём на своей стороне, должно учитываться количество фигур, оставшихся у противника. Партия может закончиться вничью, если игроку, имеющего только короля (одинокий король), удаётся избежать мата по числу основных ходов (счёт начинается с самого первого хода одиноким королем) против противника, имеющего определенные фигуры, как показано ниже:
Одинокий король против короля и ладьи - 16 ходов
Одинокий король против короля со слоном и генералом - 44 ходов
Одинокий король против короля с конём и генералом - 64 ходов

Литература:как играть в Ситтуйин

 1. Отрывки из книги: "Myanmar Traditional Chess" by Maung Maung Lwin (Sit-tu-yin) можно прочитать (на английском языке) на сайте MYANMAR CHESS FEDERATIONЧасть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

2. Maung Maung Lwin How to play myanmar traditional chess First edition 2011© Maung Maung Lwin (Sit-Tu-Yin) Published by Ma Khin Mya Sar Pay, Yangon, Myanmar. (Правила традиционных шахмат Мьянмы - на английском языке - можно скачать бесплатно по ссылке: http://dl.dropbox.com/u/13125331/Myanmar%20Chess.zip )

 

 

Библиография Maung Maung Lwin.

Myanmar Books

  1. Myanmar Encyclopedia
  2. The works of Hlaing Hate Khaung Tin
  3. Myanmar Sit Ba Yin Lam Nyun Sar Oak Gyi (Vol.1) by Shwe Kyin U Ba, 1924
  4. Sit Ba Yin Ka Sarr Neel by Lawkadan U Tun Hla & U Kyin Maung, 1965
  5. Myanmar Sit Ba Yin by U Soe Lwin (DMK), 1973
  6. Myanma Yoeyar Sit Tu Yin by Maung Maung Aye (Sut Thwar Kone)

English Books

  1. Ten Suttas from Digha Nikaya (Long Discourses of The Buddha), Myanmar Pitaka Association, Yangon, Myanmar, 2003.
  2. Digha Nikaya, Maurice Walsh,
  3. Chatthasangitipitakam Suttantapitake Dighanikaye  SILAKKHANDHA VAGGA PALI, Buddhasasanasamiti   E-book, Pali Series 06, 2007.
  4. The Discourse On The Fruits Of Recluses, The Samannaphala Sutta and its Commentaries, Bhikkhu Bodhi, Buddhist Publication Society, Kandy, Sri Lanka, 1989.
  5. Pali English Dictionary, T.W. Rhys Davids and William Stede, published by The Pali Text Society, Oxford,1999.
  6. Davidson, Henry A. (1949, 1981). A Short History of Chess. McKay. ISBN 0-679-14550-8.
  7. Gobet, Fernand, de Voogt, Alex, & Retschitzki, Jean (2004). Moves in mind: The psychology of board games. Psychology Press. ISBN 1841693367.
  8.  Mason, James (1947). The Art of Chess. Dover Publications. ISBN 0-486-20463-4.
  9. Murray, H.J.R. (1913). A History of Chess. Benjamin Press (originally published by Oxford University Press). ISBN 0-936317-01-9.
  10.  Pritchard, D. (2000). Popular Chess Variants. Bastford Chess Books. ISBN 0-7134-8578-7.
  11.  Pritchard, D. (1994). The Encyclopedia of Chess Variants. Games & Puzzles Publications. ISBN 0-  9524142-0-1.
  12. Laws of Myanmar Traditional Chess (2011)