Древность шахматных игр

Яндекс.Метрика

Thai Chess

หมากรุก

หมากรุกไทย

 

MAKRUK: CHESS IN CAMBODIA В Таиланде распространена и популярна игра в тайские шахматы - макрук. Этой национальной игрой увлекаются не менее двух миллионов человек. Проводятся турниры и национальные чемпионаты по правилам тайских шахмат, а в газетах публикуются интересные партии. К сожалению, ни одна из известных монографий по тайским шахматам не переведена на русский язык. Книги эти можно заказать и возможно перевести, но отсутствие знаний о макруке, отстраненность российских шахматистов от тайской шахматной культуры приводит лишь к пренебрежительному отношению к иным шахматным играм. Привычные же европейцам международные шахматы известны здесь немногим. В макрук играет в 20 - 30 раз больше, чем в шахматы-FIDE. Известны случаи, когда шахматисты при возращении в Таиланд меняли специализацию с международных шахмат на национальную игру. Тайский Макрук получил распространение и в соседних странах - Камбодже и Лаосе. И в этих странах макрук более известен, чем международные шахматы.
 
Приведу отрывок из открытого письма, отосланного по электронной почте всем делегатам Конгресса ФИДЕ и опубликованного в интернете (ACP Board [Thu Oct 28th, 2007, 11:50])

 

(9) Мы также с интересом отмечаем, что Лаосу и Тайваню собираются дать статус (полноправного) члена ФИДЕ.
 Не смотря на наши аплодисменты по поводу их желания присоединиться к ФИДЕ, могут ли эти федерации сообщить нам, как много у них клубов и членов? Мы думаем, что тайская разновидность шахмат, в которую играют в Лаосе, является признанным видом спорта или умственной игры там, как и китайские шахматы на Тайване. Но мы хотим знать подробности полноправного членства в отношении всемирных шахмат. Принятие их в качестве полноправных членов означает наделение их таким же важным голосом, как и голос, например, России, Германии или Испании. Отсылаем вас к нашим более ранним предложениям.

 В этом письме, в 9 пункте, поднимается вопрос о членстве Лаоса в ФИДЕ, при этом не отвергается наличие шахматной культуры и того, что макрук стал "признанным видом спорта". Если бы даже небольшая часть местных шахматистов поменяла специализацию на международные шахматы, то количество "шахматистов по ФИДЕ" увеличилось бы в разы. Причина проста: древняя шахматная культура макрука воспроизводит национальных шахматистов. Если в Таиланде игроков интересует макрук, так как им есть с кем играть, то и периодическая печать, и телевидение будут освещать события  именно в тайских шахматах. Информация о шахматных клубах, национальных чемпионатах и количестве игроков (по любой версии) с указанием их индивидуального коэффициента не является тайной, так как размещается не только в местных средствах массовой информации, но и в интернете.

 Учитывая скорость информационных технологий, в довольно близком будущем следует ожидать значительного увеличения количества сильнейших шахматистов по ФИДЕ из стран, имеющих национальные шахматные игры.

 Древний макрук не потерял привлекательности за многие века. Конечно, медлительность дебютов тайских шахмат не может соперничать со стремительными гамбитами международных. Стратегии макрука в другой плоскости, ведь даже пешка превращённая в ферзя, ничего не гарантирует, так как здесь другая шкала относительной ценности фигур. Эндшпиль в макруке совершенно самобытен, хотя навыки постановки мата с помощью коня и слона пригодились мне, когда я ставил мат одинокому королю тайским ма(конём) и мет(ферзём). Для тех, кто играет по международным правилам, не надо разучивать ходы короля, ладьи, коня, пешки - они такие же. Движения слона осталось таким, каким было задумано, по крайней мере, 15 веков назад. И эти ходы слона не требовали раскраски доски на чёрно-белую. И если на современных досках для макрука появилось обозначение "черных" полей красными кругами, то это, скорее, - дань тайским шашкам. Просто производители традиционных наборов для макрука вынуждены считаться с интересами тайских шашистов. Традиционная 64-клеточная доска одноцветная! Двухцветная доска облегчает игровой процесс начинающему игроку в макрук.

История макрука

Таиландцы убеждены в происхождении тайских шахмат от индийской Чатуранги. Есть множество косвенных фактов, подтверждающих данное утверждение. Во-первых, правила ходов таких фигур, как король (кхун), слон (кхон), конь (ма), ладья (руэ) перешли в тайские шахматы из чатуранги без каких-либо изменений.

Во вторых, таиландские игроки были знакомы с Чатурангой "из первых рук", то есть через прямой контакт с индийской культурой, точнее с индийскими моряками, торговцами, буддистскими монахами. В Таиланде помнят Чатурангу и ссылаются на неё при описании происхождения национальных шахмат, только изображение Чатуранги рисуют с фигурами в стиле тайских шахмат.

В-третьих, важна длительность индийского культурного влияния (более 15 веков), значимость этого влияния (пример, письменность в Таиланде на основе южно-индийской графики) и непрерывность традиций (сохранялись государственность и буддизм, не было колонизации страны).

О названии тайских шахмат "Макрук".

Можно было бы предположить, название тайской игры значительно более позднее и вовсе не имеет связи с названием камбоджийской игры, а возникло в начальный период распространения ислама в Юго-Восточной Азии (VII–VIII вв). Отсюда сходство в звучании слов «макрук» и «макрух». Последнее слово хорошо известно: «макрух» - с арабского - слово, обозначающее действия, не запрещенные, но нежелательные и порицаемые. Именно в список макрух в исламе был отнесён шатрандж. Игра, аналогичная шатранджу - это тоже макрух. Но это не так!

Читайте так же историю камбоджийских шахмат ОК (Оук). Тайский макрук и камбоджийский ОК (Оук) имеют сходство сиамских близнецов, и родство исторических корней со времён Кхмерской империи. По одной из гипотез, само название «макрук» содержит тайский корень «мак» («игра») и камбоджийское название «оук». По аналогии более поздняя тайская шашечная игра – носит название «мак-ек». Следуя за этой гипотезой, слово «макрук» надо читать как «игра в Рук» или проще - «игра в шах(мат)». Английский историк шахмат H. J. R. Murray предполагал, что слово "рук" в слове "Makruk", вероятно, происходит из кхмерского слова, означающего "шах" (английское -"check"). В действительности слова Рук и Оук имеют практически одинаковое значение. Они обозначают нападение на шахматного короля. В Камбодже игрок произносит слово Оук, когда шахует (матует) короля противника ладьёй или конём. Если же он нападает на короля другими фигурами или пешкой, то произносит слово Рук.

чатуранга

В описании чатуранги, которое привёл аль-Бируни (973-ок.1050 гг.) в трактате "Путешествие в Индию" (1031 г.), есть важная фраза. Эта фраза описывает ход слона. Очевидно, что эта фраза пришла из живого общения с индийскими игроками. Учитывая значимость и для таиландских шахмат, привожу её полностью:
На шахматном поле они передвигают слона вперёд, но не в другие стороны, на одну клетку [в один ход], как пешку, и по диагонали [по направлению] ко всем четырем углам на одну клетку [в один ход], подобно ферзю.
Они говорят, что эти [пять] клеток суть места его [пяти] конечностей - хобота и четырех ног. У них играют в шахматы двумя комплектами. Что же касается расстановки фигур на доске, то вот ее схема:"
На диаграмме слева: расстановка фигур в игре Чатуранга приведена на доске с шахматной нотацией макрука; изображение фигур - в характерном для макрука виде. На тайской диаграмме фигуры двух цветов (как и в книге Бируни "Индия").
Действительно, два комплекта в чатуранге использовались для четырёх игроков, потому что игра была парной. Два игрока делили "один шахматный комплект на двоих.

Ход слона в индийской игре был универсальным в том смысле, что данной фигуре была доступна вся доска! В традиционных шахматах Мьянмы (ситтуйин) фигура син (в переводе - слон) имеет ход из индийской игры (смотрите диаграмму справа) Таиландская игра сохранила ход слона без изменений (фигура кхон). Этот ход есть и в традиционных камбоджийских шахматах Оук (фигура коул ) И вслед за Бируни скажу, что пять возможных для хода слона клеток по сути означают пять "конечностей"- хобот и четыре ноги. Данная идейная нагрузка в шатрандже и в международных шахматах отсутствует, как и универсальность хода слонов.

Таиландские шахматы существуют с 8-го века н.э., но изменялись мало. Это живая легенда! О древности тайского макрука напоминает и традиционный комплект шахматных фигур. Особенно интересно обозначение пешки - биа. Вместо привычной европейцам фигурки в макруке используется либо плоская круглая фишка (шашка), либо ракушка каури. Для игры выбираются восемь светлых и восемь тёмных ракушек каури. Ракушки каури использовались ещё в Древней Индии для торговли и оплаты в качестве мелкой монеты. У побережья Индии данных моллюсков нет. За ракушками из Индии отправлялись экспедиции на Мальдивские острова. Там ракушки закупались и привозились в Индию для использования в качестве монет, после чего расходились не только по Индии, но и по сопредельным странам, на которые распространялось индийское культурное влияние и торговые связи.

 Королевская лодка на парадеНазвание шахматной ладьи тайским словом "руа" (лодка) нельзя считать случайным. На территории Таиланда существовала транспортная сеть из каналов, которая связывала между собой населенные пункты и провинции. Она сохраняется до сих пор, хотя в Бангкоке некоторые каналы внутри города после засыпки стала улицами. В отсутствии надёжных сухопутных дорог (например, в сезон дождей) передвижение на лодке и перевозка грузов по сети каналов представлялось как более удобный и быстрый способ путешествовать по стране. Этот способ передвижения выбирали и простолюдины, и тайские короли, и торговцы, и военные. В Бангкоке работает музей королевских лодок. Эти лодки не только выставочные экспонаты. Они участвуют в традиционных парадах, которые можно рассматривать как живую историю Таиланда. В парадах участвуют до 52 Королевских Барж, управляемых более чем 2000 гребцами. На фото слева: одна из королевских лодок, участвующих в параде на реке Чао-Прайя. Лодки - "руа" - безусловно были участниками военных действий. Фотограф Александр Сафронов разместил красочный фотоальбом "Парад Королевских лодок в Бангкоке !!!" на сайте fotokto.ru

 

 

хэйан сёги Макрук оказал своё влияние на формирование японских шахмат Сёги. В энциклопедии «Япония от А до Я» утверждается, что в эпоху Нара (710 – 794) японские миссии, посылаемые ко двору империи Тан, привезли с собой на родину и шахматную игру, несколько изменив на свой лад её название. С "сянги" (слово, которое Д.И.Саргин считал производным от 四 [sì] – "четыре" + "анги") на "сёги". К началу 9 века в Японии сложилась историческая версия национальных шахмат, которая называется хэйан сёги (смотрите на рисунке слева: начальная расстановка фигур обозначена иероглифами). Сёги в период Хэйан (794-1185) определённо представляют среднюю точку между игрой, прибывшей в Японию, и её современной формой. Расстановка фигур в хэйан сёги повторяет стартовое построение в макруке(!), но не китайских шахмат.

Правило возврата захваченных фигур, добавление фигур хися и какугёмы - эти более поздние изменения привели к появлению современных сёги. Более подробно на сайте http://www.chess.ru/m/137/ можно ознакомится со статьёй "эволюция сёги" Ёсинори Кимура (бывшего профессионального игрока в сёги, достигшего девятого дана и являющегося директором музея сёги в городе Осака). Он также представляет историю сёги как историю японской шахматной игры, происхождение которой, как и западных шахмат, связывает с игрой из Индии.

 

Далее вы можете ознакомиться с правилами игры в макрук