Древность шахматных игр

Яндекс.Метрика

Правила макрука

Любой шахматист, играющий по правилам международных шахмат, сможет играть в макрук. Комплект фигур для игры аналогичен комплекту международных шахмат. Различие правил касается движений слона и ферзя.

Шахматные названия в макруке.

English

Русский

Thai

обозначение

 king  король  khun
(кхун)
 
 bishop  слон  khon
(кхон)
 
 queen  ферзь  met
(мет)
 
 knight  конь  ma
(ма)
 конь
 rook  ладья  rua
(руа)
 лодка
 pawn  пешка  bia
(биа)
 ракушка каури

Ходы фигур на доске:

  • Король (Кхун - ขุน) может перемещаться на одну клетку в любом направлении, но не может ходить на клетки под ударом фигур противника.
  • Слон (Кхон - โคน ) может перемещаться на одну клетку по диагоналям в любом направлении или на одну клетку прямо вперед (назад и в стороны ортогонально не ходит!).
  • Ферзь (Мет - เม็ด) может перемещаться по диагонали в любом направлении, но только на одну клетку
  • Конь ( - ม้า) может двигаться так же, как конь в международных шахматах (ход в виде русской буквы Г или латинской L). Во время хода конь может перепрыгивать через свои или чужие фигуры.
  • Ладья (Руа - เรือ) может двигаться так же, как  ладья в международных шахматах, то есть на любую клетку горизонтали или вертикали, не перепрыгивая через фигуры. 
  • Пешки (Бúа - เบี้ย) могут двигаться только одну клетку вперед за один ход. В отличие от первого хода пешки в международных шахматах биа не имеет удвоения хода. Когда биа берет другую фигуру, то делает это по диагонали. После продвижения вперёд на три горизонтали (с 3-й на 6-ю от игрока), пешка превращается в ферзя (мет). Биа меняет звание на шестой горизонтали, а далее фигура двигается как мет. Биа на тайской шахматной доске имеет форму шашки или же это ракушки каури. Превращение пешки (биа) в ферзя (мет) осуществляется простым переворотом шашки или переворотом ракушки каури зевом вверх. В древности ракушки каури использовались в Индии и на территории Таиланда в качестве мелкой разменной монеты.

 Игра заканчивается, когда королю мат.

Начальная позиция тайских шахмат

Доска для тайских шахмат одноцветная с форматом 8 на 8 клеток. Традиционно это доска с неглубокими бороздками для разграничения клеток. Вертикали и горизонтали на доске тайцы называют каналами. (Исторически так сложилось, что и тайская армия, и жители передвигались на лодках именно по каналам, которые выполняли функции дорог, особенно в сезоны дождей). Фигуры расставляются на первой горизонтали от игрока: ладьи, кони и слоны - также как и в международных шахматах. Правило "правой руки" для ферзя: Обратите внимание, что мет (ферзь) в начальной позиции всегда справа от кхун (короля). Чтобы два мета встретились и могли друг друга бить, они должны как слоны в международных шахматах "стоять на клетках одного цвета".

Пешки (биа) расставляются в ряд на третьей горизонтали от игрока, пешки (биа)противника - соответственно на 6 горизонтали.

начальная позиция макруканачальная позиция макрука

 Белые:
Король (Кхун) - d1; Ферзь (Мет) - e1; Слон (Кхон) - c1, f1; Конь (Mа) - b1, g1; Ладья (Руа) - a1, h1; Пешки (Биа) - a3, b3, c3, d3, e3, f3, g3, h3.

 Чёрные:
 Король (Кхун) - e8; Ферзь (Мет) - d8; Слон (Кхон) - c8, f8; Конь (Mа) - b8, g8; Ладья (Руа) - a8, h8; Пешки (Биа) - a6, b6, c6, d6, e6, f6, g6, h6.

В дебюте тайских шахмат не ставят мат. Тяжесть борьбы перенесена на средину и эндшпиль. В середине партии борьба обостряется после превращения одной или нескольких биа в мет.  Позиции становятся открытыми и динамичными. Относительная ценность фигур в тайских шахматах такова: ладья>слон>конь>ферзь>пешка. Позднее важен переход партии к эндшпилю без пешек. Опытные игроки иногда отвергают "жертву пешки", чтобы сначала улучшить позицию своих фигур. В том случае, если у игроков не осталось пешек, то начинается обратный отсчёт сделанных ходов. Игрок, у которого осталось меньше фигур ("обездоленный"), ведёт отсчёт вслух. Например, 64, 63, 62 и т. д. На специализированных сайтах счёт ведётся автоматически программой.

 

 

 

Правила подсчёта ходов

· Когда ни одна из сторон не имеет пешек, партия должна быть завершена в течение определенного числа ходов, иначе будет объявлена ничья.
• Когда рубится фигура, то отсчёт начинается с нуля при условии, что это последняя фигура обездоленного игрока. Счёт начинается с самого первого хода одиноким королем.
• Если ни одна из сторон не имеет пешек, то мат должен быть достигнут за 64 хода. Обездоленный игрок ведёт подсчёт ходов, но может в любое время остановить обратный счёт. Если обездоленный игрок не был заматован противником, и он не останавливал счёт до конца, то в данной партии объявляется ничья.
• Когда срублена последняя фигура (конечно, не король) обездоленного игрока, происходит перезагрузка счёта. Например, у белых: король+слон+конь+ферзь  против чёрных: король+слон (правило 64 ходов); после размена коня на слона возникнет новое соотношение фигур (белые: король+слон+ферзь против одинокого чёрного короля), и счёт начнётся в соответствии с правилом 44 ходов. При перезагрузке счёта учитывается количество и ценность фигур сильной стороны в этот момент партии, и начинается новый отсчёт.
Стартовый отсчёт, основанный на наличии фигур у сильнейшей стороны против одинокого короля у другой, составляет:
  • 8 ходов - при наличии по крайней мере двух ладей;
  • 16 ходов - при наличии по крайней мере одной ладьи;
  • 22 хода - при наличии по крайней мере двух слонов;
  • 32 хода - при наличии по крайней мере двух коней;
  • 44 хода - при наличии по крайней мере одного слона;
  • 64 хода - при наличии, по крайней мере, одного коня;
  • 64 хода - при наличии только ферзей.
Из данных стартовых значений необходимо вычесть по 1 для каждой фигуры сильной стороны на доске (кроме короля). Полученное число является количеством ходов, за которое сильная сторона должна победить, иначе присуждается ничья.
Например, если белые имеют две ладьи и коня против одинокого черного короля, то белым остаётся на 3 хода меньше на матование своего противника (из стартового значения 8 минус общее число фигур 3, =5). Если черные "выигрывают" одну белую ладью, то отсчёт не перезагружается! Обидно получать ничейный результат при большом материальном преимуществе, но надо помнить правила!

 Читайте правила шахмат АСЕАН на английском языке в формате.pdf