Древность шахматных игр

Яндекс.Метрика

Буддизм и Чатуранга.

Войны, которые прошли в средние века на северо-западе Индии, привели к вытеснению буддизма и распространению других религий. И всё же сохранились факты, свидетельствующие о том, что игру Чатурангу можно рассматривать как своеобразную демонстрацию определённых положений буддизма.

  1. Княжество Маутхари со столицей в городе Каньякубджа (Канаудж) на севере Индии в 5-6 веках поддерживало буддизм, строились буддийские монастыри. Буддизм был государственной религией во время появления игры Чатуранги. Это княжество вправе считаться родиной Чатуранги, первой шахматной игры. Именно поэтому уже в 19 веке появились высказывания о возможной связи шахмат с этой мировой религией.
  2. При переводе Книги о Чатранге переводчики столкнулись со словом Татхагата. Были предложены разные варианты перевода этого слова. Это слово занесено в глоссарий книги Серафима Сидорова "Буддизм: история, каноны, культура" (М., 2005. -487 с.): Татхагата (de-bzhin bshegs-pa) ("так ушедший", или "так пришедший", то есть достигший цели, или просветления) - один из эпитетов будд - проповедников Учения. (Этот же эпитет "Так пришедший" употребляется и в "Сутре о словах Будды о семи сокровищах царя-Чакравартина".) Татхагат пять - Пять Татхагат или Дхьяни-Будд. О том, что Будда Сиддхартха также назван Татхагатой мы узнаём из "Сутры запуска колеса Дхаммы":
    Так запущено было Татхагатой Колесо Дхармы.
    И земные боги вслед возгласили:
    "Ныне в Бенаресе, в роще Рши-патана,
    запущено Татхагатой Колесо Благородной Дхармы,
    которого не остановить: ни шраману, ни брахману,
    ни богу, ни Маре, ни Брахме
    и никому во вселенной".
    Татхагата — прозвище Будды Шакьямуни, которое также могло употребляться по отношению к любому архату. Изобретателя игры в "Книге о Чатранге" называли так же не потому, что этот человек из княжества Маутхари проповедовал Дхамму на благо богов и людей, а потому что он был известным и почитаемым как буддийский учитель, который за своё совершенство удостоен звания Татхагата.
  3. Аштапада.  Это не что иное, как "восьмеричный путь" (арья аштанга марга) Аштапада - буквально "восемь шагов".  Арья аштанга марга- основа буддийского учения "арьясатва". Квадратная 64-клеточная доска (мандука, аштапада) использовалась в качестве строительного модуля для возведения культовых зданий в Древней Индии, в том числе и буддистских храмов. Аштапада применялась и для астрологических прогнозов. Именно Аштапада (8*8) стала доской для  традиционных шахматных игр и первой шахматной игры Чатуранги.
  4. Возможно русское слово "шахматы" связано с названием последней восьмой ступени восьмеричного пути и санскритским словом "шаматха", а русское слово "шеренга" связано с названием индийского народного ополчения шрени-анга.
  5. Распространение шахматной игры в Китае, Тибете, Монголии, Бурятии, Корее, Японии, в Мьянме (Бирма), Таиланде (Сиам), Комбодже, Вьетнаме совпали с развитием в этих странах буддизма. О том, что в Иране узнали о шахматах через индийское посольство, в котором присутствовал Татхагата - буддистский монах-проповедник говорилось выше (Книга о Чатранге).
  6. Чатуранга - это название индийской армии, но не четырёх армий, а название четырёх родов войск! - боевые слоны, колесницы, конница, пехота. Поэтому военная реформа Хосрова I не связана с его ознакомлением с устройством индийской армии, а связана именно с игрой Чатуранга. Изначальный вариант игры предусматривает построение на доске 4 армий (при этом доска ориентируется по сторонам света). Хосров I упразднил должность единственного и главного военночальника Ирана (Эранспахпата) и вместо него ввёл четырёх спахпатов, то есть военначальников армий четырёх частей государства, соответствующих четырём частям света. Конечно, эта реформа соответствовала внутренним убеждениям самого Хосрова I. Но надо помнить, что к этому его подтолкнули построения 4 армий на доске, которые в свою очередь были демонстрацией колес Дхаммы.
    Об этом факте- разделе Ирана на четыре части, спустя четыре века, поэтически упомянул Фирдоуси в "Шахнаме":
    (Кесра делит царство на четыре части и устанавливает закон о податях)
             Мужей умудрённых призвал шаханшах,
             Беседу повёл о державных делах.
             Страну разделил на четыре тогда
    1670 И главные тут же назвал города.
    (Фирдауси "Шахнаме", том 6, стр. 42, М., изд."Наука")
  7. Индийская традиция связывает появление шахматной игры на стадии шатранга (именуемой "буддхичал” — игра, основанная на силе разума) с излагаемым в "Законах Ману” (составлены во II в. до н. э. — II в. н. э.) запретом азартных игр..
  8. Шахматы только внешне сражение и борьба, но на самом деле это самое мирное занятие в мире - это игра. Ермакова Т.В. и Островская Е.П. вместо заключения в своей книге "Классический буддизм"(СПб., 1999) написали следующее:
    ...читатель вправе спросить: как же так случилось, что в среде индоарийской воинской аристократии возникла религия, в принципе отрицавшая насилие, убийство, войны? Нет ли здесь какого-то непостижимого противоречия? Значит, ошиблись древние астрологи, предсказавшие Сиддхартхе Гаутаме будущность Правителя вселенной?
    Нет, уважаемый читатель, они не ошиблись, хотя и не обладали абсолютным знанием. Осуществляя религиозную революцию, Будда Шакьямуни одновременно одарил человечество величайшим социально-политическим открытием — он противопоставил силе оружия власть идеологии, способной объединять народы, силу «концептуальной власти».
    Национально замкнутая религия была бесполезной для государей, желавших расширить свои владения, ибо она разделяла людей, принадлежащих к различным этнокультурным мирам, на «своих» и «чужих». Население вновь присоединенных земель, не имея возможности принять религию, организованную по национальному принципу, оставалось на положении отвергаемого сообщества. А это, в свою очередь, было чревато угрозой сепаратизма, утраты территорий. Лишь единая религиозная идеология, открывая для всех желающих возможность принять ее в качестве личной веры, могла послужить надежным инструментом строительства полиэтничных империй. Дхарма и явилась такой исторически первой религиозной идеологией.
    Особенность буддизма состояла не только в том, что он распространялся силой проповеди, а не огнем и мечом. В процессе продвижения Дхармы за пределы Индии участвовали не только миссионеры-проповедники, но и переводчики Слова Будды, знатоки философского диспута, мастера-тантрики.

    Уважаемый читатель! Замените в этом отрывке слово "религия" на слово "шахматы", и вы узнаете, почему шахматы завоевали весь мир.
Мысли о связи шахматной игры и буддизма неоднократно высказывались в шахматной литературе. Мимо них трудно пройти любому исследователю шахмат. В журнале "шахматы в СССР" (1951 год, №10, стр 302-306) была опубликована статья З.Ходжаева и Ф. Дюммеля "Новые данные по истории шахмат". Авторы процитировали "Шахматный листок" 1897 года № 2-3. Вот этот отрывок:
Ещё в конце прошлого столетия (19 век) историки согласились с тем, что шахматы - плод творчества буддистов. Иначе нельзя объяснить, почему в Индии найдено так мало санскритских рукописей, упоминающих о шахматах. "Очень правдоподобно, - писал чигоринский "Шахматный листок", - предположение... что оно (изобретение игры - З.Х., Ф.Д.), принадлежит буддистам... Это предположение подтверждается тем, что на Востоке шахматная игра особенно распространена у народов, исповедующих буддизм: в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии, Яве, Монголии...; с другой стороны, им объясняется может быть намеренное молчание санскритской литературы, которая сохранялась и поддерживалась браминами, о шахматной игре, как о произведении секты, ненавидимой и гонимой... Буддисты, жестоко преследуемые браминами, бежали из Индии".