Древность шахматных игр

Яндекс.Метрика

 Словарь

МАНДАЛА — 1) Круг, диск; орбита небесного тела; территория; участок неба с определенными созвездиями. 2) Геометрия, фигура, диаграмма, символизирующая присутствие бога или риши, построенная по определенным правилам и закономерностям с целью их почитания. Боги мыслились как "сидящие" в мандале. С ее создания начиналось строительство индуистского храма, ведического алтаря, дома. 3) Часть "Ригведы", цикл гимнов.

А. Дубянский

 Движение на аштападе

Аштапада - это и будущая шахматная доска, и гоночная игра с движением фишек по спирали - по так называемому змеиному лабиринту, с определением длины хода по очкам при выбрасывании ракушек каури (или зёрен тамаринда, или игральных костей).

Диаграмма мандука (квадрат из 64 клеток) в качестве строительного модуля стала применятся, по-видимому, к середине первого тысячелетия до н.э., то есть задолго до изобретения чатуранги. Именно поэтому, нет необходимости придумывать возникновение игровой доски аштапады из игр с другим клеточным форматом. Знакомство с мандукой и связанными с ней принципами планировки зданий вполне могло носить характер обыденности. Мандука использовалась не только для планировки дома, но и деревни, города. Возможно, более подробно применение мандалы мандуки смогут объяснить историки архитектуры. Когда мандала используется в архитектуре, в её центральной зоне размещается утробная комната храма. 12 квадратов вокруг ядра представляют местонахождение божеств, относящихся к 8 направлениям космоса (локопалы). Вокруг них 32 божества небесных тел (28 управляют накшатрами-лунными домами и 4 управляют солнцестояниями и равноденствиями). В Ведической астрологии, зодиак подразделен на 27 накшатр. Каждая накшатра подразделена на 4 четверти. ( 27 * 4= 108 - запомните это число для темы об игре Чатуранга.) Они названы пады (ноги/стопы). Длина накшатра-пады 3˚20. Для нескольких специальных карт, подобно Кота-чакра и Сарватобхадра-чакра, индийская астрология рассматривает 28 накшатр. В этом случае, последняя четверть накшатры Уттара-Ашадхи известна как Абхиджит.

Гороскоп на деньНаиболее ярким примером служит совпадение мандуки с планом алтаря ахавания агни, а так же то, что пада этой мандалы служит модулем алтаря. Кстати, астрологи Индии увидят в четырёх центральных клетках аштапады традиционную для Северной Индии гадательную диаграмму - смотрите её на MB Free Astrology Rashi Chart (North Indian Style). Квадратный гороскоп с двенадцатью меньшими квадратами для каждого знака Зодиака, расположенными вокруг центральной квадратной области мандуки (аштапады), известен под названием Раси чакра. Причем, слово чакра означает «колесо».

Слово "аштапада" имеет несколько значений:

  • "аштапада"- Ashtāpada, индийская настольная игра, предшественник шахмат;
  • "аштапада" - Ashtapadi (ଅଷ୍ଟପଦି), ритмическая музыкальная композиция, в которой мерой ритма является восемь (шагов). Танцевальная пантомима, основанная на эмоциях, здесь почти нет танцевальных элементов. Преимущество отдается любовному чувству. Танцовщица создает образы, используя знаковый язык жестов. Один и тот же жест по-разному обыгрывается благодаря выразительным возможностям пластики. Короче, смысловой танец. Особенно популярно исполнение Аштапади (Ashtapadi), которая основана на стихах поэмы «Ги́та-гови́нда» (санскр.- «Воспетый Говинда»), написанной поэтом Яядевой в 12-13 столетии. Форма была восстановлена в хиндустанской вокальной классической музыке для сольных выступлений музыкантами школы Гвалияра в девятнадцатом веке.
  • "аштапада" - восемь стоп, вид короткого стихотворения, восьмистишие;
  • "аштапада" - позиция йоги;
  • "аштапада" - квадрат, сторона которого равна 8 ("ашта" - восемь, "пада" - основание, корень квадратный, сторона квадрата); диаграмма мандука. Аналогично переводится и дашапада ("даша"=10 и "пада" - сторона квадрата);
  • "аштапада" - это название восьмеричного пути, основы буддийского учения "арьясатва".
  • "ашта" - в традиционных индийских играх - это название такого броска четырёх раковин каури, которому даётся значение "8" и разрешается дополнительный бросок раковин каури.

Большинство шахматистов, интересующихся историей шахмат наверняка слышали о том, что на клеточной доске 8*8 существовала игра Аштапада. Так что же такое Аштапада - доска или игра? Ответ: и то, и другое. Первоначально - это диаграмма мандука, затем - доска для игры "нардового типа" и сама игра, затем - доска для Чатуранги. Игра, которая предшевствовала Чатуранге была достаточно типичной для Индии игрой наперегонки с бросанием "костей" (ракушки каури). Такие игры наперегонки сохранились в Индии и на Шри Ланке под разными названиями у разных национальностей.

По-видимому, аштапада-игра не сохранилась не из-за того, что она была сложной или неинтересной, а по двум причинам. Первая причина: появление такой игры как Чатуранга на той же самой доске привело к вытеснению с последней гоночной игры. Вторая причина, менее очевидная: игры наперегонки традиционно использовали квадратные доски с нечётным числом клеток по сторонам - 5 на 5, 7 на 7 и 9 на 9. Именно на досках такого формата игры сохранялись народными традициями. Аналогичная игра на квадратной доске 8*8 была дворцовой игрой и не имела никаких очевидных преимуществ перед народными играми.

Гоночная игра на Аштападе не получила широкого распостранения вместе с шахматными играми, но на 64-клеточной доске распространена игра с игральными кубиками и с простым круговым движением шашек (фишек) по периметру доски. Это, конечно, - бледная тень Аштапады-игры. Это приспособление нардовой игры к квадратной доске.

Проследите траектории движения фишек на досках разных игр Индии и отдельно от них - в виде змеи, свернувшейся (от хвоста) в виде одной наружной петли и далее по спирали к голове.

Название игры

Рисунок доски

Путь на доске

Траектория без доски

Количество шашек
у одного игрока (Ш).
Количество каури (К)

Тааям
Кавиди кали

5*5 клеток
Тааям, Чаукабара, Кавиди кали (11 Kb)

5*5 клеток
Тааям, Чаукабара, Кавиди кали (20,1 Kb)

5*5 клеток
Тааям, Чаукабара, Кавиди кали (7,5 Kb)

Ш=4; К=4.

Чаукабара 5 домов
Ашта Чемма

7*7 клеток
Чаукабара 5 домов 7*7 клеток(16,3 Kb)

7*7 клеток
Чаукабара 5 домов 7*7 клеток(11 Kb)

7*7 клеток
Чаукабара 5 домов 7*7 клеток(11 Kb)

Ш=4; К=4.
В Чаукабара 7 домов:
Ш=6; К=6.

Шатуранкам

9*9 клеток
Saturankam

9*9 клеток
шатуранкам (47,1Kb)

9*9 клеток
 путь на доске Шатуранкам(29,7Kb)

Ш=8, К=4.

Аштапада

8*8 клеток
Аштапада (29,7Kb)

8*8 клеток
путь на Аштападе(29,7Kb)

8*8 клеток
путь на Аштападе (29,7Kb)

Ш=8; К=4.

игра 11х11 из КаньякумариВо всех традиционных играх наперегонки с бросанием ракушек каури есть один и тот же алгоритм движения "шашки" (фишки). Все доски содержат несколько клеток отмеченных рисунком или перечёркнутых по диагоналям (5 домов). Обозначается центральная клетка доски (дом в центре), а также (4 дома) - средние клетки по сторонам доски (иногда дополнительно и четыре клетки в углах большого квадрата). Эти четыре клетки в середине каждой стороны доски являются стартовыми для движения фишек. Каждый из 4 игроков - владелец дома на своей стороне доски. Фишка, занимающая дом (перечёркнутая клетка), защищена от захвата при попадании на эту клетку фишки другого игрока. Каждый игрок вводит в игру фишки из своего дома (перечёркнутая клетка перед ним) и двигает их против часовой стрелки вокруг границы доски до своей стороны, а затем уже двигает их по часовой стрелке и по спирали к центральной клетке доски (дом в центре).

На фото слева (с сайта htth://gouti.ru/2007/11/19/1 ) Малютин Д.В сделал данный снимок 19.11.2007, наблюдая пару минут, как женщины из Каньякумари (- города в индийском штате Тамил-Наду, расположенного в самой южной точке полуострова Индостан, на мысе Коморин) играют на доске 11х11, используя две четырёхгранные кости. Увеличение формата доски не изменило принципы игры. Фишки на доске из красных и жёлтых палочек. 

Движение фишек по Аштападе соответствует этому алгоритму, а практически не отличается от траектории движения в таких играх как Ашта-Чемма, Чаукабара (Чаука Бара). Увеличенный формат доски 8*8 в Аштападе-игре в сравнении с этими играми позволил дать каждому игроку отдельный "дом в центре", а так же увеличить число фишек у каждого игрока до восьми.

Аштапада-игра появилась на 64-х клеточной мандуке, на которой расставлялись 32 фигурки божеств, соответствующих 28 накшатрами-лунным домам и 4 управляющими солнцестояниями и равноденствиями. Очевидно, что 32 фишки - по восемь на каждого из 4 игроков- оказались в игре не как случайный набор, а как перенос готового набора фигурок мандуки. Правила же самой игры не отличались от традиционых правил с использованием ракушек каури.

Траектория хода в игре Аштапада легко запоминается и легко воспроизводиться, если помнить алгоритм движения во всех играх наперегонки на квадратных досках. Привлекает внимание отличная идея - использовать все пространство доски для игровых целей, а так же создать дополнительные трудности в выборе хода фишками по траектории. Играют 4 человека, у каждого по 8 фишек. Направление хода определяют 4 траектории (вернее траектория одна, но с поворотом к 4 сторонам доски). Ход начинается от Дома (четвёртая клетка слева на ближне к игроку стороне квадрата) и заканчивается в Доме (центральная клетка доски напротив стартовой) по траектории указанной на рисунке выше. Движение фишек (длина хода) определяется бросанием 4 ракушек каури (возможно использование четырёх зёрен тамаринда).

При падении раковины каури, обращенной стороной зева вверх, начисляется 1 очко. При падении её выпуклой стороной вверх очки не начисляются. При бросании 4 раковин каури возможно пять вариантов хода:
1 ракушка зевом вверх - 1 очко и игрок сохраняет право на ещё одно вбрасывание;
2 ракушки зевом вверх - 2 очка и вбрасывание переходит к игроку справа;
3 ракушки зевом вверх - 3 очка и вбрасывание переходит к игроку справа;
4 ракушки зевом вверх - 4 очка и право на повторное вбрасывание;
0 ракушек зевом вверх, то есть все ракушки выпуклой стороной вверх - 8 очков и право на повторное вбрасывание.
При нескольких вбрасываниях подряд игрок сам распределяет выпавшие очки для передвижения одной или нескольких фишек по доске. Для постановки фишки в свой Дом или для сбрасывания её с доски из Дома в центре доски необходим бросок на одно очко. При попадании фишки на клетку, занятую фишкой соперника, последняя снимается с доски, но соперник сохраняет право ввести её в игру, стартуя из своего Дома. Фишки, находящиеся любом из Домов, защищены от захвата.

Почему же Аштапада-игра не сохранилась?! До настоящего времени в Индии сохранились народные игры на досках 5x5, 7x7, 9x9, 11x11. Народные традиции поддерживали эти игры. Доской служил рисунок на земле. Рисунок легко запоминался и воспроизводился. Дома игроков распологались по центру стороны квадратной доски. На досках с нечётным числом клеток на стороне Дом игрока определяется легко. Ход фишек всегда однотипен - сначала против часовой стрелки по периметру доски и после поворота движение к центру по спирали (по ходу часовой стрелки). Аштапада-доска, близкая брахманам и кшатриям, не имела преимуществ перед традиционными досками с нечётным форматом. После возникновения на аштападе-доске принципиально новой игры Чатуранги, последняя заняла доску 8x8, оставив нардовой игре (с лабиринтом) её привычные размеры 5x5, 7x7, 9x9 и 11x11  .

Мифологическая интерпретация Аштапады-игры показана далее: Альтернативные варианты движения на аштападе. О том, как и почему произошла трансформация игры на аштападе-доске читайте: Чатуранга.

Альтернативные варианты движения на аштападе. О трансформации игры на аштападе-доске читайте: Чатуранга.