Древность шахматных игр

Яндекс.Метрика

Легенда шатранджа "Мат Диларам" 

Большую известность получила арабская мансуба Х века, носящая поэтическое название «мат Диларам».
 Она приводится в старинном манускрипте из библиотеки турецкого султана Абдул-Гамида. Богато иллюстрированная рукопись датирована 1140 годам, но есть все основания полагать, что имеющаяся там задачи составлены намного раньше, в IX-X веке. В более поздних арабских, персидских и индийских манускриптах вместе с задачей обычно приводится романтичная легенда о Диларам.  Своим названием обязана романтичной истории, которая впервые приводится в шахматной рукописи персидского поэта Фирдоуси ат-Тахитала (1503). Один из вариантов легенды приведён Ю.Л. Авербахом в книге "В поисках истины (записки гроссмейстера)", 1967 год, изд. "Физкультура и спорт".


Согласно арабской легенде, Диларам была любимой женой арабского визиря. Без неё сердце визиря не знало покоя, потому и навал он её Диларам, что значит "лёгкое сердце". Визирь был страстным любителем шахматной игры. Однажды, играя с сильным противником и, проиграв ему всё своё состояние, он сделал ставку на Диларам. Партия сложилась для него неудачно. Он попал в такое отчаянное положение, что от мата, казалось, не было защиты. Ведь  его белому шаху грозил неизбежный мат.
 Диларам наблюдала за игрой через прозрачную занавеску - парду, отделяющую женскую половину дома от мужской.   В критический момент партии она увидела, что муж растерялся, считая положение на доске безнадёжным. Наблюдавшая за игрой Диларам в отчаянии шепнула мужу: «Пожертвуй оба руха, но не отдавай Диларам!» Визирь воспользовался подсказкой и победил.
      Действительно, в этой позиции белые осуществляют красивую комбинацию и выигрывают в соответствии с правилами шатранджа. Все фигуры на диаграмме ходят как в современных шахматах, кроме слона - алфила. ("Алфил" по арабски —  слон).  В шатрандже алфил мог двигаться только через одно поле по диагонали и, подобно коню, прыгать через другие фигуры.

Классическая позиция мата Диларам показана на диаграмме.

«Мат Диларам». Белые начинают и выигрывают  

1. Лh8+! Кр:h8 
2.* Сf5+ Лh2
3. Л:h2+ Крg8
4. Лh8+ Кр:h8
5. g7+ Крg8
6. Кh6х
*Только в шатрандже слон имеет право перепрыгнуть через фигуру.

Мат Диларам 
  В средневековой Европе «мат Диларам» оказался прообразом около 200 «задач на пари». Авторство мансубы приписывается выдающемуся арабскому мастеру шатранджа ас-Сули (Шахматы. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 113.)

Harold James Ruthven Murray (24 June 1868 – 16 May 1955), "A History of Chess" о мате Диларам.

В книге H. J. R. Murray A History of Chess (1913) авторство мансубы приписывается ас-Сули. На странице 280 английский шахматный  историк Гарольд Мюррей упоминает несколько арабских рукописей, написанных в 15-17 веках (в XV в., в 1501, в 1575, в 1571 и в 1612).

"Именно в этих манускриптах мы встречаемся с первыми причудливыми сказаниями и задачами - легендами, из которых история Диларам (см. решение № 83 ниже) является наиболее известным примером."

 

мат Диларам 
 Here is No. 83 from Murray, and his commentary (pages 286, 311-12):

"1. Rh8+;
2. Bf5+d, Rh2;
3. RxR+;
4. Rh8+;
5. Pg7+;
6. Kth6 m.
From as-Suli,H.

 The problem appears without any story in AH, C, H, AE and Man.(1) In S it is called mansuba al-jariya (the maiden's problem). In F it is called the problem of Dilaram chengi, and the following story is told, as from al-Lajlaj*. (*No importance can be attached to this use of al-Lajlaj's name, for he plays an entirely mythical part in this work). Dilaram was the favourite wife of a certain nobleman, who had given her this name because his heart knew no peace without her, the name Dilaram meaning 'heart's ease.' Once he was playing chess with a very strong player, and finally staked Dilaram on the game. The game went badly for him, and he found himself in such a position that his opponent appeared to have a certain mate on the next move. At this moment Dilaram cried out in distress 'Sacrifice your two Rooks, and not me.' Her lover saw the line of play that she meant, and won the game. With ever-increasing embellishment this story is given in all the later MSS., and reaches its most ornate form in Durgaprasada's Urdu work. Here the hero of the game is the Moghul Emperor Shah Jahan, and his four wives all advise him, but Dilaram alone sees how to save the game. This problem was one of the most popular of all the Muslim problems. It occurs in Ber. in its old-chess form, among problems with the modern moves.

(H. J. R. Murray, A History of Chess, (Reprint of the classic Oxford Edition), Benjamin Press, Northampton, Massachusetts, ISBN 0-936317-01-9.   Процитирован по сайту: http://www.goddesschess.com/chesstories/dilaram.html)