Время возникновения шахмат.
Возможно ли спустя века уточнить время возникновения шахматной игры?
И. Орбели и К. Тревер в книге "Шатранг (книга о шахматах)",1936 год, написали о времени проникновения игры в Иран именно во время Хосрова:В ряду окружавших Хосрова служителей искусства и науки, и прежде всего царского престола, первое место и историческое предание и народная память отводят полулегендарному царедворцу и мудрецу-энциклопедисту, Важургмихру, который является главным действующим лицом «Книги о чатранге», героем не только, как увидим, соответственных глав Шахнамэ Фердовси, но и особого пространного рассказа Фердовси, посвященного выявлению и восхвалению мудрости Бузургмихра. Имя Бузургмихра на связанном с иранской культурой Востоке стало нарицательным.
О том, что Хосров I был очарован индийской игрой, свидетельствует проведённая им военная реформа. Вот этот красноречивый факт. Хосров I упразднил должность единственного и главного военночальника Ирана (Эранспахпата) и вместо него ввёл четырёх спахпатов, то есть военначальников армий четырёх частей государства, соответствующих четырём частям света. Спахпат юга командовал войсками Хузистана и Пасрса, спахпат Запада — войсками Ирака, спахпат севера — армиями Азербайджана и Мидии, спахпат востока — войсками Хоросана, Сакастана и Кермана.
О том, как игра попала к Хосрову I рассказано в легенде О лекаре Борзуйе.
В принципе семья монарха должна была принадлежать к касте воинов, или кшатриев, но в действительности так было не всегда. Шунга, Канва и некоторые другие индийские династии происходили из касты брахманов; согласно Сюань Цзяну, Харша принадлежал семье вайшьев, или купцов, в то время как Нанды и, возможно, даже Маурьи происходили из презираемой касты шудр. На практике преобладал принцип: «Тот, кто царствует, — кшатрия», и в итоге несколько поколений царских семей низкого происхождения были просто причислены к касте воинов.
Царская власть была прерогативой мужчин, но в средневековую эпоху в маленьких государствах Ориссы женщины время от времени занимали трон после смерти своего отца-правителя. Женщины становились регентшами при своих малолетних сыновьях, как, например, Дидда и Прабхавати Гупта, и принцессы обладали иногда большой политической властью. Так, Раджьяшри, вдова Грахавармана, последнего царя династии Маукхари в Каньякубдже, постоянно находилась рядом со своим братом Харшей и принимала участие в заседаниях совета.
Если царь умирал без наследника, власть осуществлялась высокопоставленными лицами государства, пока придворные, знать, министры, жречество и богатые купцы сообща не выбирали нового правителя. Так, например, знать Каньякубджи передала трон Харше, когда Грахаварман умер бездетным.
Во второй половине шестого века, Каньякубджа (позже Канаудж), город, расположенный на верхнем Ганга до ее слияния с Ямуны, стал известен как столица династии маукхари.
Династия маукхари из Канауджа получила известность во втрой половине шестого века нашей эры, так как в 550 году рухнула империя Гуптов. Первые раджи этой династии: Хари-Варман, Адитья-Варман и Ишвара-Варман служили вассалами правителей империи Гуптов. Ишана-Варман (550-560-5) – четвертый правитель из этой династии, получил для себя более высокий титул Махараджахираджа (независимый раджа), следуя агрессивной экспансионистской политике. После победы над Андхра, Чулукья (Чола) и Гауда, он вступил в конфликт с более поздними Гуптами Магадхи, и потерпел от них поражение. Печати и монеты этого периода показывают, что он был ученыи человеком, справедливым правителем, храбрым воином и покровителем образования. После смерти Ишана-Вармана Канаудж унаследовал его сын, Шри Сарва-Варман.
Династическая линия раджей Канауджа
Hari-Varman Хари Варман – был основателем династии Маукхари в Каннаудже
Aditya-Varman Адитья-Варман
Isvara-Varman Ишвара-Варман
Isana-Varman (550-560-5) Ишана-Варман
Sarva-Varman (с 560-5 по 585) Сарва-Варман
Ananti-Varman (с 585 по 600) Ананти-Варман
Graha-Varman (с 600 по 605 г) Граха-Варман
Чтобы понять, как Сарва стал Девсармом (Дебшалим - в ранних английских переводах), заглянем словарь санскрита.
- देव devá [deva] m бог, божество; ◊ -deva bah. имеющий богом кого-либо, почитающий кого-либо
- देवकन्या deva-kanyā [devakanyaa] f божественная девушка, девушка божественного происхождения
- देवता devátā [devataa] f божество
- देवतात्मन् devatātman [devataatman] (devatā-ātman) bah. обладающий духом божества, божественный
- देवर्षि deva-rṣi [devarshhi] m божественный риши
- देवी devī [devii] f богиня
- देश deśá [desha] m 1) место, город; 2) страна, край; 3) государство
- दैव daiva [daiva] 1. божественный; 2. n 1) божественность; 2) судьба, рок, провидение
Итак, Дев-Сарм – это божественный Сарва-Варман. Личное имя Сарва - означает разрушитель зла и является синонимом Рудра. (санскрит. Çarva = вооруженный стрелами, в индийской мифологии сначала это слово выполняло роль эпитета, прилагавшегося к ведическим божествам ) Рудра именуется «Владыкой этого огромного мира» (īśānādasya bhuvanasya), и эта перекличка с именем отца (Ишана). Годы правления Сарва-Вармана – с 560-5 по 585 год. По-видимому, первые пять лет Сарва был несовершеннолетним и после гибели на войне своего отца не мог участвовать в управлении Канауджем. Первые посольства в другие государства от имени Сарва-Вармана не могли быть ранее 565 года.
Другая трактовка имени индийского махараджи дана в примечании английского перевода "Книги о шахматах" (Explanation of Chess and arrangement of Vin-Artakhshir. Translation by J. C. Tarapore, Vijârishn I Chatrang, Bombay, 1932) Вот она:
This name must be formed of two parts Div and Sâram. Div was the general appellation prefixed to the names of all alien kings and warriors, against whom the Iranians waged wars. In the Shah Nameh the great hero Rustom is described as having fought and vanquished a number of Daevas who were a terror in different countries near Iran. The second part Sâram may be the same as the name Sharma even now used as a proper noun in some parts of northern India. The Pahlavi text leaves us in the dark about the principality to which this King of the Hindus belonged. Firdausi in his Shah Nameh throughout refers to the monarch who sent the game of Shatranj to Iran as Râe Hendi. In the following line he is even referred to as the Râe of Kanouj. The late Dastur Dr. Darab Sanjana believed this king to be the same as King Dabishlun of the Persian text, the Anwar-i-Suhaili, (Vide his Introduction to the Karnama i Artakhshir I Papakan, p. XIV.)
Это имя должно быть сформировано из двух частей "див" и "сарам". "Див" было общим названием префикса к именам всех чуждых королей и воинов, против которых иранцы вели войны. В "Шах-наме"описывается великий герой Рустам как он сражался и побеждал "Daevas", которые были воинственны в разных странах рядом с Ираном. Вторая часть "сарам" может быть так же, как имя Шарма, даже сейчас использующееся как имя собственное в некоторых частях северной Индии. Пехлевийский текст оставляет нас в неведении относительно княжества, к которому король индусов принадлежал. Фирдоуси в своей Шах-Наме называет монарха, который отправил игру Чатранг в Иран, как раджу Индии, в следующей строке он даже называется раджой из Канауджа. Наконец, Dastur доктор Darab Sanjana считает, что этот раджа, может быть тем же самым раджой "Dabishlun" из персидского текста, the Anwar-i-Suhaili (Vide his Introduction to the Karnama i Artakhshir I Papakan, p. XIV.)
Ещё одна версия "префикса" выдвинута Бируни (см. "Индия", стр 117 и примечание на стр 572.):
"...Что касается большинства индийцев, то среди них распространено представление о следующих восьми видах духовных существ.
[1] Девы, а это ангелы; они владеют областью севера и связаны исключительно с индийцами. Говорят, что Заратуштра выразил своё враждебное отношение к буддистам, назвав злых духов именем самого высокочтимого у них существа [то есть девами]. И это [слово] осталось в персидском языке от религии магов*."
Примечание: *Дева (deva, див) - то, что ал-Бируни переводит "ангелы" - "небожители", боги ведической мифологии. Область их пребывания восток, согласно "Шатапахта-брахмане" (см.Kirfel, S.8) Ал-Бируни верно отмечает общее происхождение терминов индийского дева -"злой дух" (санскрит. deva, авестийск. daeva); однако объяснение, которое он приводит, разумеется, не выдерживает критики. Термин deva не играл никакой роли в раннем буддизме, занимавшем вообще атеистическую позицию. Зороастризм, действительно вёл борьбу с народными культами некоторых древних божеств daivas. Однако расхождение в значении этих терминов у индийцев и иранцев произошло, очевидно, независимо от этой борьбы.
Учитывая время правления и жизни Хосрова I (с 531 по 579 года), Важургмихр Бохтака (531 – 578), Сарва-Вармана (с 560-5 по 585 год), мы можем отнести время появления шахматной игры: с 565 по 578 год. Политическая необходимость в посольстве Сарва-Вармана имела смысл в первые годы его самостоятельного правления, то есть с 565 по 570 годы. Именно 570 год и выбрал для начала отсчёта шахматной истории Г. Дж. Р. Мэррей (точнее Харольд Маррей - произношение здесь http://ru.forvo.com/word/murrey/ ) – автор книги "A History of Chess", опубликованной в 1913 году. [Harold James Ruthven Murray (24 June 1868 – 16 May 1955), "A History of Chess"]
В журнале «Britihsh Chess Magaszine» была публикация короткой статьи Г. Дж. Р. Мэррея, которая известна в переводе с английского в журнале «Шахматы в СССР» 1936, №12: Г. Дж. Р. Мэррей "Насколько стара шахматная игра"
"...мы располагаем достаточными доказательствами существования шахмат в долине Ганга и в Персии к 600 году нашей эры. Насколько старше может быть эта игра? Ответ может быть подсказан целым рядом соображений. Как общее правило, в странах с развитой литературой упоминание о шахматах мы находим в первые же 50 лет с момента их появления или с момента внесения каких-либо существенных изменений в правила игры. В персидской истории о введении шахмат рассказывается, как один индийский посол принес эту игру Хосрову I и предложил ему объяснить ее или же уплатить контрибуцию. Можно предположить, что скорее индус воспользовался для своей цели недавно изобретенной игрой, а не старой, которая могла быть уже известна в Персии. В перерыве между 450 и 550 годами северная Индия была затоплена последовательными волнами вторжения гуннов, которые «потрясли в северной Индии все общественные устои и разорвали цепь традиций». Лишь после того, как Хосров I сломил власть гуннов в долине Оксус, прекратились причинявшиеся ими опустошения. Все эти три момента говорят в пользу того, что шахматы были изобретены около 570 года н.э., и попутно объясняют, почему китайский путешественник Фа-Хьен, проживавший в Индии с 399 по 414 год и подробно описавший свое путешествие, ни разу не упоминает о шахматах.
Сэр Вильям Джонс(1790) был убежден, что шахматы «были созданы одним усилием какого-то гениального ума», и хотя в последствии многие авторы высмеивали точку его зрения, все же в конце концов он, по-видимому, был прав. Пределы, в которые заключена дата появления игры, так узки, что не оставляют времени для ее постепенного развития из чего-то более простого. Кроме того, нельзя сказать, чтобы задача превышала возможности гения: распределить фигуры, изображающие силы индийской армии, на уже существующей доске, наделить их движениями, которые должны напоминать действительные движения их прототипов."
Изобретателя шахматной игры в "Книге о Чатранге" называли Татхагата (de-bzhin bshegs-pa) ("так ушедший", или "так пришедший", то есть достигший цели, или просветления), но это не имя, а один из эпитетов будд - проповедников Учения Будды. Теперь мы знаем, что это был один из приближённых Сарва-Вармана. Именно последнему предназначалась игра, именно он направил посольство в Иран и вместе с ним Татхагата, именно он – Сарва-Варман – может считаться отцом шахматной игры.
Сарва-Варман (Шарваварман) известен как автор книги "Катантра" по индийской грамматике. Об этом, кстати, упоминается в XIII главе книги Абу Рейхан Бируни "Индия".
Источники:
- Книга о Чатранге (Матикан-и-Чатранг).
- Артур Бэшем "Цивилизация древней Индии"
- Кочергина В.А. Учебник санскрита.
- iranicaonline
- Г. Дж. Р. Мэррей "Насколько стара шахматная игра"; «Шахматы в СССР» 1936, №12.
- Rama Shankar Tripathi (1989). History of Kanauj: To the Moslem Conquest. Motilal Banarsidass Publ. p. 2. ISBN 978-81-208-0404-3, ISBN 978-81-208-0404-3. http://books.google.co.in/books?id=2Tnh2QjGhMQC&pg=PA2&dq.