Правила макрука
Любой шахматист, играющий по правилам международных шахмат, сможет играть в макрук. Комплект фигур для игры аналогичен комплекту международных шахмат. Различие правил касается движений слона и ферзя.
|
Ходы фигур на доске:
- Король (Кхун - ขุน) может перемещаться на одну клетку в любом направлении, но не может ходить на клетки под ударом фигур противника.
- Слон (Кхон - โคน ) может перемещаться на одну клетку по диагоналям в любом направлении или на одну клетку прямо вперед (назад и в стороны ортогонально не ходит!).
- Ферзь (Мет - เม็ด) может перемещаться по диагонали в любом направлении, но только на одну клетку
- Конь (Mа - ม้า) может двигаться так же, как конь в международных шахматах (ход в виде русской буквы Г или латинской L). Во время хода конь может перепрыгивать через свои или чужие фигуры.
- Ладья (Руа - เรือ) может двигаться так же, как ладья в международных шахматах, то есть на любую клетку горизонтали или вертикали, не перепрыгивая через фигуры.
- Пешки (Бúа - เบี้ย) могут двигаться только одну клетку вперед за один ход. В отличие от первого хода пешки в международных шахматах биа не имеет удвоения хода. Когда биа берет другую фигуру, то делает это по диагонали. После продвижения вперёд на три горизонтали (с 3-й на 6-ю от игрока), пешка превращается в ферзя (мет). Биа меняет звание на шестой горизонтали, а далее фигура двигается как мет. Биа на тайской шахматной доске имеет форму шашки или же это ракушки каури. Превращение пешки (биа) в ферзя (мет) осуществляется простым переворотом шашки или переворотом ракушки каури зевом вверх. В древности ракушки каури использовались в Индии и на территории Таиланда в качестве мелкой разменной монеты.
Игра заканчивается, когда королю мат.
Начальная позиция тайских шахмат
Доска для тайских шахмат одноцветная с форматом 8 на 8 клеток. Традиционно это доска с неглубокими бороздками для разграничения клеток. Вертикали и горизонтали на доске тайцы называют каналами. (Исторически так сложилось, что и тайская армия, и жители передвигались на лодках именно по каналам, которые выполняли функции дорог, особенно в сезоны дождей). Фигуры расставляются на первой горизонтали от игрока: ладьи, кони и слоны - также как и в международных шахматах. Правило "правой руки" для ферзя: Обратите внимание, что мет (ферзь) в начальной позиции всегда справа от кхун (короля). Чтобы два мета встретились и могли друг друга бить, они должны как слоны в международных шахматах "стоять на клетках одного цвета".
Пешки (биа) расставляются в ряд на третьей горизонтали от игрока, пешки (биа)противника - соответственно на 6 горизонтали.
Белые:
Король (Кхун) - d1; Ферзь (Мет) - e1; Слон (Кхон) - c1, f1; Конь (Mа) - b1, g1; Ладья (Руа) - a1, h1; Пешки (Биа) - a3, b3, c3, d3, e3, f3, g3, h3.
Чёрные:
Король (Кхун) - e8; Ферзь (Мет) - d8; Слон (Кхон) - c8, f8; Конь (Mа) - b8, g8; Ладья (Руа) - a8, h8; Пешки (Биа) - a6, b6, c6, d6, e6, f6, g6, h6.
В дебюте тайских шахмат не ставят мат. Тяжесть борьбы перенесена на средину и эндшпиль. В середине партии борьба обостряется после превращения одной или нескольких биа в мет. Позиции становятся открытыми и динамичными. Относительная ценность фигур в тайских шахматах такова: ладья>слон>конь>ферзь>пешка. Позднее важен переход партии к эндшпилю без пешек. Опытные игроки иногда отвергают "жертву пешки", чтобы сначала улучшить позицию своих фигур. В том случае, если у игроков не осталось пешек, то начинается обратный отсчёт сделанных ходов. Игрок, у которого осталось меньше фигур ("обездоленный"), ведёт отсчёт вслух. Например, 64, 63, 62 и т. д. На специализированных сайтах счёт ведётся автоматически программой.
Правила подсчёта ходов
- · Когда ни одна из сторон не имеет пешек, партия должна быть завершена в течение определенного числа ходов, иначе будет объявлена ничья.
- • Когда рубится фигура, то отсчёт начинается с нуля при условии, что это последняя фигура обездоленного игрока. Счёт начинается с самого первого хода одиноким королем.
- • Если ни одна из сторон не имеет пешек, то мат должен быть достигнут за 64 хода. Обездоленный игрок ведёт подсчёт ходов, но может в любое время остановить обратный счёт. Если обездоленный игрок не был заматован противником, и он не останавливал счёт до конца, то в данной партии объявляется ничья.
- • Когда срублена последняя фигура (конечно, не король) обездоленного игрока, происходит перезагрузка счёта. Например, у белых: король+слон+конь+ферзь против чёрных: король+слон (правило 64 ходов); после размена коня на слона возникнет новое соотношение фигур (белые: король+слон+ферзь против одинокого чёрного короля), и счёт начнётся в соответствии с правилом 44 ходов. При перезагрузке счёта учитывается количество и ценность фигур сильной стороны в этот момент партии, и начинается новый отсчёт.
- Стартовый отсчёт, основанный на наличии фигур у сильнейшей стороны против одинокого короля у другой, составляет:
- 8 ходов - при наличии по крайней мере двух ладей;
- 16 ходов - при наличии по крайней мере одной ладьи;
- 22 хода - при наличии по крайней мере двух слонов;
- 32 хода - при наличии по крайней мере двух коней;
- 44 хода - при наличии по крайней мере одного слона;
- 64 хода - при наличии, по крайней мере, одного коня;
- 64 хода - при наличии только ферзей.
- Из данных стартовых значений необходимо вычесть по 1 для каждой фигуры сильной стороны на доске (кроме короля). Полученное число является количеством ходов, за которое сильная сторона должна победить, иначе присуждается ничья.
- Например, если белые имеют две ладьи и коня против одинокого черного короля, то белым остаётся на 3 хода меньше на матование своего противника (из стартового значения 8 минус общее число фигур 3, =5). Если черные "выигрывают" одну белую ладью, то отсчёт не перезагружается! Обидно получать ничейный результат при большом материальном преимуществе, но надо помнить правила!
Читайте правила шахмат АСЕАН на английском языке в формате.pdf