Древность шахматных игр

Главная
Шахматные легенды

Легенда (из аль-Марракуши) об игре в шахматы короля Альфонса VI

Легенда о шахматной игре (из аль-Марракуши) в переводе Максима Нечитайлова (2003) небольшого отрывка книги «Christians and Moors in Spain». Ed. C. Smith. Aris & Phillips,1989-1992. Как пишет Абд ал-Вахид ал-Марракуши...
Эта история о том, как король Альфонсо VI пришёл с войной в земли эмира Толедо и что из этого вышло.

Сначала о том, кто такой Абд ал-Вахид ам-Марракушй. Это писатель, историк, однофамилец известного астронома... Он родился в 581/1185 г. в Марокко, учился в Фесе, побывал в Андалусии, совершил хадж в Мекку и затем обосновался в Египте, где находился, между прочим, во время взятия Дамиетты крестоносцами (617—619/1220—1222 гг.). Его основное сочинение „Китаб ал-му'джиб фй (талхйс) ахбар ахл ал-маг-риб" („Удивительная книга с изложением рассказов про жителей Запада") посвящено истории династии Алмохадов с кратким введением о предшествующих событиях и написано около 621/1224 г. Работа известна благодаря изданию Рейнхарта Дози - Dozy. History of the Almohades (Лейден, 1847, 2 изд., 1881), а затем и французскому переводу Фаньяна.
Иллюстрации ниже называется "христианин и мавр играют в шатрандж", и взята она из "Книги игр" (1258-1282) короля Альфонса X Мудрого (на испанском "Libros del Axedrez, Dados et Tablas"). Конечно же, Альфонс X знал приведённую ниже легенду, о которой русский читатель узнал только в 21 веке, благодаря переводу М. Нечитайлова. Игра в те времена проводилась по правилам шатранджа.

Игра христианина и мавра

Легенда (из аль-Марракуши) об игре в шахматы короля Альфонса VI

Как пишет Абд ал-Вахид ал-Марракуши...

В 1074 (?) г. Альфонсо VI вторгся во владения ал-Мутамида с сильным войском, и мусульмане не способны были на серьезное сопротивление.
"Тогда Ибн Аммар прибегнул к хитрости и воспользовался весьма искусной уловкой.
По его приказу изготовили шахматную доску, непревзойденную по искусству и тщательности выполнения, так что ни у одного царя не было подобной. Фигуры были из эбенового дерева, алоэ и сандалового дерева, инкрустированные золотом; сам ящичек являл из себя чудо точности.
Затем он отправился, в качестве посланца ал-Мутамида, к Альфонсо, которого встретил при входе в земли мусульман. Этот государь принял его с наивысшими почестями и велел своим придворным навещать шатер чужеземца и следить за тем, чтобы тот ни в чем не нуждался. Однажды Ибн Аммар показал ту шахматную доску одному из придворных Альфонсо, тот рассказал о них своему господину, большому любителю шахмат. Когда Ибн Аммар явился с визитом к этому государю, тот спросил у него, нравится ли ему эта игра, на что его собеседник ответил положительно - действительно, он лучшим игроком. Государь продолжил:
- Мне сказали, что у тебя есть шахматная доска невероятно прекрасной работы?
- Все верно.
- И как я могу ее увидеть?
- Я тебе ее принесу, - ответил ему Ибн Аммар через своего переводчика, - но при условии, что мы сыграем партию вместе: если ты выиграешь, заберешь ее себе; если проиграешь, выполнишь мое желание.
- Принеси ее, чтобы я ее увидел.
Визир послал за ней и показал ее христианину, восхищенно вскричавшему: "Никогда бы не поверил, что шахматная доска может быть столь восхитительно прекрасной!" Затем, повернувшись к Ибн Аммару, он сказал: "Так о чем ты говоришь?" Мусульманин повторил свои условия пари. "Нет, - сказал Альфонсо, - я не хочу играть на исполнение желания; я не знаю, чего ты можешь потребовать от меня, может статься - то, что я не в состоянии буду исполнить". "Но ни при каких других условиях я играть не стану", - отозвался Ибн Аммар, который велел завернуть и унести доску. Однако, визир тайно передал пользующимся его доверием христианским советникам просьбу, что он намеревается обратиться к государю, и добился их расположения, пообещав значительные суммы денег. Да и мысль о шахматной доске беспокоила воображение Альфонсо, который советовался со своими приближенными относительно условий, которыми желал обременить его Ибн Аммар. "Это ведь мелочь, - ответили они, - если ты выиграешь, то завладеешь шахматами, которыми не владеет ни один царь; а если проиграешь, что ж такого сможет потребовать твой противник, что такой как ты король не сможет исполнить? А если он потребует от тебя нечто невозможное, разве мы не будем подле тебя, чтобы вразумить его?" Они так преуспели в своих убеждениях, что король велел вызвать Ибн Аммара с его шахматной доской и заявил ему, что принимает предложенную ставку. Визир тогда потребовал, чтобы свидетелями выступили знатные люди, которых он назовет. Альфонсо их вызвал, и партия началась. Как мы сказали выше, Ибн Аммар был настолько искусным игроком, что никто в ал-Андалусе не мог обыграть его. Так что и на сей раз, на глазах зрителей, он наголову разбил своего противника, который смог сделать всего один-единственный ход. Исход игры был всем очевиден.
- Что ж, - сказал Ибн Аммар, - я выиграл свое желание?
- Вне сомнений. И что же ты потребуешь?
- Чтобы ты покинул эти земли и вернулся в свое королевство!
Альфонсо побледнел и сильно разволновался. "Вот, - сказал он, помимо прочего, своим приближенным, - вот требование, которое, как я боялся, мне предъявит этот человек; а вы еще меня убеждали в обратном!" В то же время он задался вопросом, стоит ли ему держать слово и не продолжать ли вместо этого наступление? Но его окружение напомнило ему о позоре подобного предательства, совершенного величайшим христианским королем своего времени, и так упорно стояло на своем, что он в конце концов успокоился. Впрочем, он потребовал, чтобы с этого года обычную дань удвоили; Ибн Аммар поспешил выразить свое согласие и выдал оговоренную сумму, чтобы добиться его ухода. Именно так, благодаря мудрости и хитрости визира, Аллах укрыл мусульман от притеснения христианами. Ибн Аммар тогда вернулся в Севилью к своему господину, которого нашел в восхищении от удачного итога его миссии".

Источник:
1. http://samlib.ru/m/medwedewich_k/
2.Книга игр короля Альфонса X Мудрого http://en.wikipedia.org/wiki/Libro_de_los_juegos