Древность шахматных игр

Яндекс.Метрика

Бурятская легенда об игре на ставку

Шахматы по-бурятски называются шатар. Название это произошло, по всей вероятности, от древнеиндийского «Шатранг».

Шахматные  фигуры  в переводе с  бурятского    на русский язык называются так:  нойон — король,  бэрсэ — ферзь,  тэргэ   (телега) — ладья,    морин — конь,  тэмээн   (верблюд) — слон,   хубуун — пешка;   мад — мат,   жэд — пат.

Шах пешкой обычно объявлялся с особым удовлетворением — сод, слоном — дуг, а всеми остальными фигурами — шаа. Между прочим, слово  «шаа»  имеет двоякое значение. В переводе с бурятского на русский язык в прямом смысле это слово означает «ударь кулаком».

Правила игры в  бурятские  шахматы  существенно не отличались от правил игры в шатранг.    Первый ход в обязательном  порядке  делался ферзевой  или королевской пешкой на два поля, а остальные пешки имели право ходить только на одно поле. Ферзь не имел такого преимущества, как в современных шахматах. Он ходил по квадрату, как ладья, а по диагонали  — только  лишь на одно  поле.   Рокировки  не; было.    Мат   имел   некоторую   дифференциацию   по ценности. Например, заматовать пешкой короля считалось самым почетным делом,  называли его «содовым матом». Заматовать короля конем было крайне нежелательно. Эти особенности  бурятских    шахмат, разумеется, наложили свой отпечаток на  игру. Так, игрок, имеющий большой материальный перевес, даже при возможности дать мат конем, не делал этого, а искал иные пути дать мат пешкой.   Если   же   при этом предварительно делалось несколько шахов подряд пешками, а потом давался мат пешкой,    то это считалось верхом шахматного искусства. Победитель также не должен был начисто оголять короля противника, то есть обязан был при короле оставить какую-нибудь фигуру или пешку. Из-за этих особенностей игра была затяжной и громоздкой.

Шахматы проникли в Бурятию из Монголии. Поэтому, естественно, все ходы и названия фигур почти одинаковы с монгольскими. Вплоть до Октябрьской революции буряты играли в шахматы по правилам шатранга,  родственного современным шахматам.

Из рассказов убеленных сединой стариков узнаем, что и в те далекие времена, когда они еще были безусыми юнцами, древняя игра пользовалась среди населения большим почетом. Уже тогда было сравнительно много сильных игроков.  Об этом же говорит и тот факт, что в прошлом столетии декабристы, встречаясь за шахматной доской с бурятскими любителями, не раз были вынуждены признать превосходную игру отдельных шахматистов.

В своем воспоминании декабрист Александр Петрович Беляев писал: «Из Читы мы шли бурятскими степями; подводчики и провожатые наши тоже были буряты. Буряты имеют страсть к шахматной игре, и на дневках около юрт всегда составлялись шахматные партии, окруженные толпою азиатцев, следивших с величайшим интересом за игрой, нетерпеливо высказывая играющим свои взгляды. Некоторые из зайсанов играли с нами и играли так хорошо, что один из наших лучших игроков Ник Вас Басаргин первую партию проиграл. Нужно было видеть общий восторг, когда буряты увидели  своего  победителем... Вообще говоря, азиатцы  играли так, что могли играть с хорошими игроками»1. 1 «Своей судьбой гордимся мы» Декабристы в Сибири Воет -Снб  кн  изд во, 1973

Из глубин веков до наших дней дошли легенды и рассказы, где речь идет о шахматах и о шахматистах. Вот, например, одна из них: «Поссорились два соседа. Спор решили разрешить за шахматной доской. Условились: проигравший отдаст половину своего состояния. На вторые сутки изрядно уставший хозяин понес на доске крупные материальные потери. В этот критический момент следившая за игрой хозяйка дома вышла на улицу. Потом вернулась и начала ворчать на мужа: «На дворе у нас ни полена дров, а ты вторые сутки бьешь баклуши. Я разобью две твои телеги на дрова, а мальчика-пастуха отправлю в лес за дровами».

Хозяин понял намек жены. Он быстро сообразил и одну за другой пожертвовал обе ладьи, затем, продвинув пешку, заматовал короля». Здесь последовало: 1. Лd5—a5+. Кра8—в8. 2. Ла5— a8+ Крв8:а8. 3. Ле4—а4+ Кра8—в8. 4. Ла4—а8+ Крв8: а8. 5. сб—с7Х. Эти рассказы и легенды свидетельствуют о том, что раньше в шахматы играли не только мужчины, но и женщины.

Легенда приведена по книге: Цыденов Б.Б. "Шахматы в Бурятии",1976, Улан-Удэ.

1. Фото Олега Ловцова (верхнее)Деревянные фигуры шатар.

2. Фото Олега Берлова (справа). Традиционный стиль деревянных фигур шатар 19 века. Экспонат Иркутского Краеведческого Музея (Отдел истории)